Если в Эстонии построят АЭС, то придется решать проблему радиоактивных отходов, и озаботиться этим придется самой Эстонии, так как ни одно государство не дало согласия на их захоронение.
Государство, приступая к строительству АЭС, должно иметь хотя бы общий план того, как избавляться от отходов. В мировой практике к цене электроэнергии, выработанной АЭС, добавляют плату за захоронение отходов и демонтаж АЭС. Эти деньги идут в специальный фонд и используются по мере надобности, пишет Postimees.
Но чтобы знать, какую сумму добавлять к стоимости электроэнергии за захоронение отходов, нужно знать, во сколько оно обойдется.
Академик Анто Раукас считает, что к концу столетия остро встанет проблема радиоактивных отходов: отходы высокой радиоактивности должны остывать в течение 50 лет, прежде чем их можно будет захоронить.
В настоящее время концерн Eesti Energia участвует в разработке проекта ядерного реактора IRIS нового типа, которым занимается американская фирма Westinghouse, и гора Юкка рассматривалась как место окончательного избавления от радиаотходов.
При строительстве хранилищ ядерных отходов на одни только исследования уходит несколько десятков лет, поэтому не исключено, что свою АЭС Эстония построит раньше, чем появится некий реальный план захоронения отходов.
Академик Раукас рассчитывает на то, что к тому времени, когда с отходами надо будет действительно что-то делать, по инициативе Евросоюза где-нибудь уже будет построено хранилище для небольших европейских стран. Однако строительству международных хранилищ противится местное население.
По словам Феррана Тарраделласа Эспуни, пресс-представителя еврокомиссии по энергетике, отходы надо обрабатывать там, где они образуются, — таков общий принцип обращения с радиоактивными отходами. Не нужно оставлять проблемы следующим поколениям.