Уникальный самопогружаемый теплоход "Трансшельф", в огромных трюмах которого две списанные атомные подводные лодки (АПЛ) Тихоокеанского флота (ТОФ), в пятницу прибывает с Камчатки в Приморье, в город Большой Камень, где бросит якорь в бухте Дальневосточного военного завода "Звезда", сообщил РИА Новости представитель пресс-службы предприятия.
Транспортировка списанных АПЛ идет в рамках международной программы "Глобальное партнерство", которую финансируют США, Франция, Япония, Канада, другие страны. Программа, рассчитанная до 2012 года, ориентирована на финансовую и техническую помощь России в утилизации атомных субмарин и ядерных отходов Тихоокеанского и Северного флотов.
В рамках программы на финансовые гранты США на двух предприятиях военно-морского флота (ВМФ) России - в городе Большой Камень и Северодвинске Архангельской области созданы специальные линии по демонтажу и утилизации списанных атомных субмарин.
"На заводе "Звезда", который специализируется на демонтаже и утилизации списанных АПЛ Тихоокеанского флота, обе субмарины пойдут "под гильотину". Все системы и механизмы на лодках сняты еще на Камчатке. От субмарин остались только корпус и погашенный атомный реактор, из которого удалено топливо", - уточнил собеседник агентства.
По его словам, обе АПЛ - второго поколения класса "Щука". Они были выведены из состава ТОФ несколько лет назад и стояли в дивизионе хранения эскадры АПЛ в камчатском городе Вилючинске. Длина каждой лодки - 106 метров, водоизмещение - 6,28 тысячи тонн.
На Камчатке в ожидании очереди на демонтаж и утилизацию стоят еще десятки списанных атомных субмарин.
"Теплоход "Трансшельф", построенный в рамках программы "Глобальное партнерство", уникален тем, что он - самопогружаемый. Корпус судна по команде с капитанского мостика погружается наполовину под воду. В корме открывается герметичная аппарель, и входят в продольные трюмы. После этого аппарель наглухо закрывается, из трюмов выкачивается вода и теплоход - поднимается из воды", - сказал представитель пресс-службы.
Он сказал, что такая технология впервые в мире была опробована в 2006 году на Северном флоте России. Теперь экипаж судна доставляет списанные АПЛ с Камчатки в Приморье.
"Трансшельф" принадлежит голландской компании Dockwise Shipping B.V. Водоизмещение судна 46,379 тысячи тонны, длина - 173 метра, площадь грузовой палубы - 5,1 тысячи квадратных метров.