Химик Юлиус Малек, недавно уволенный с атомного реактора в Димоне, утверждает, что в 1998 году на предприятии проводился эксперимент на рабочих.
В виноградный или грейпфрутовый сок добавлялся уран, с тем чтобы выяснить, выводится ли этот радиоактивный материал из тела вместе с мочой.
По словам ученого, эксперимент проводился с нарушением принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, изложившей правила проведения медицинских исследований с участием людей. По информации газеты "Гаарец", четыре месяца назад Юлиус Малек обратился в суд по трудовым конфликтам города Беэр-Шевы с иском к администрации предприятия.
В своем иске Юлиус Малек утверждает, что руководство предприятия уделяет недостаточно внимания вопросам безопасности на производстве и охране здоровья рабочих.
Юлиус Малек проработал на предприятии 15 лет. У него два высших образования в области химии и управления производством. Одним из первых мест его работы на предприятии стала химическая лаборатория, в которой, в последствии, ему предстояло принять участие в опасном эксперименте.
В иске указывается, что руководили исследованием директор лаборатории и его помощник. Для участия в эксперименте были привлечены пять человек, находящиеся в непосредственном подчинении у исследователей.
Малек указывает, что в тот период он опасался потерять работу, и поэтому согласился принять участие в эксперименте. При этом он отмечает, что с него не взяли письменную подписку и не объяснили, какие это может иметь последствия для его здоровья. Руководители исследования утверждали, что они также принимают напитки с добавкой урана. Однако, подчеркивает адвокат Малека, это утверждение вызывает сомнения.
Истец отмечает, что результаты этого исследования были опубликованы в журнале Health Physics. В статье были упомянуты имена участников эксперимента, хотя никто из работников предприятия не давал на это своего согласия.
В своем иске бывший работник ядерного реактора говорит о систематических нарушениях правил безопасности на предприятии, и приводит несколько примеров нарушений.
Руководство реактора высоко ценило Юлиса Малика до тех пор, пока он не начал бороться "за справедливость", требуя повысить уровень безопасности и медицинского обслуживания работников. Несколько лет назад он был переведен из химической лаборатории на другую должность. А в 2008 году ему предложили досрочно выйти на пенсию, пригрозив увольнением. Истец указывает, что при увольнении он подписал крайне невыгодное соглашение с руководством.
В качестве компенсации истец требует взыскать с предприятия 1,8 миллиона шекелей.