21 августа из Мурманска стартует полярная экспедиция «Арктика-2009» Института Арктики и Антарктики на атомном ледоколе «Ямал». 55 ее участников проведут эвакуацию личного состава и имущества полярной станции «Северный полюс-36» и обеспечат высадку полярников на новую льдину в восточной части Арктики для организации дрейфующей станции «Северный полюс-37».
Аналогичные экспедиции атомоходов, эксплуатируемых ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом», проходят практически ежегодно. Сроки их проведения диктуются состоянием льдин, на которых работают полярники. Льдина, на которой сейчас работает СП-36, в процессе годичного дрейфа стала небезопасной для станции и ее экспедиционного состава. Но исследования продолжатся: для СП-37 через спутник уже определена подходящая льдина, на которую с борта атомохода будет высажен экипаж будущей станции и выгружено более 200 тонн снаряжения. После этого атомный ледокол «Ямал» вернется в порт приписки - Мурманск.
Длительность экспедиции зависит от ледовой обстановки. Район Арктики, куда направляется атомоход, считается труднодоступным. Льдина, на которой дрейфует «Северный полюс-36», в настоящее время находится примерно в 140 милях от северного побережья Гренландии. А затем ледоход направится в традиционный для высадки российских полярников район - пролив между Гренландией и Шпицбергеном.
Сотрудничество Института Арктики и Антарктики и ФГУП «Атомфлот» продолжается уже многие годы. Именно атомный ледокольный флот обеспечивает доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу, регулярное проведение арктических экспедиций, собирающих ценную научную информацию, а также бесперебойное мореходство по Северному морскому пути. Все эти функции очень важны для обеспечения статуса великой полярной державы, которым обладает Россия.
Через сайт www.rosatom.ruexternal link, opens in a new tab (раздел «Атомный ледокольный флот») вы сможете следить за ходом полярной экспедиции «Арктика-2009».
Для справки
Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. В настоящее время атомный ледокольный флот России насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Их эксплуатирует ФГУП «Атомфлот», входящий в состав Госкорпорации «Росатом». Флот был передан на баланс Госкорпорации в августе 2008 года. В декабре 2009 года атомный ледокольный флот России отметит свое 50-летие.
Атомоход «Ямал» - ледокол класса «Арктика». Спущен на воду в 1992 году. Имеет водоизмещение 23 тыс. тонн и мощность 75 тыс. л.с. Длина судна - 150 м, ширина - 30 м. Силовая установка – два реактора ОК-900. Ледокол имеет двойной корпус, толщина внешнего корпуса достигает 48 мм. Способен развивать скорость до 21 узла.
Экипаж - 150 человек, пассажировместимость - 100 человек. Судно оборудовано вертолётом и несколькими лодками класса «Зодиак». На корабле имеется 50 пассажирских кают; спутниковые системы, обеспечивающие навигацию, телефонную связь, факс и Интернет; библиотека, волейбольная площадка, тренировочный зал, бассейн, сауна.
«Ямал» совершил 39 рейсов к Северному полюсу. Это двенадцатый корабль в истории, достигший Северного полюса.