Если вы не видите своего дворника четверть с лишним века, то какой для вас резон продолжать платить ему зарплату? Такую аллегорию провёл в конгрессе штата Миннесота депутат Джо Аткинс, выступая на тему американского фонда по обращению с ОЯТ.
Все атомные станции Соединённых Штатов обязаны выплачивать определённые отчисления в федеральный фонд, созданный для решения судьбы ОЯТ. В масштабах страны, в фонде скопилась крупная сумма, превышающая 20 млрд долларов. Одна только Миннесота внесла в него за всю историю более 600 млн долларов. Разумеется, в конечном итоге эти деньги включаются в тарифы, то есть, изымаются из карманов потребителей.
Политика США по обращению с ОЯТ несколько раз претерпевала крупные изменения. На первых порах, эта страна была пионером программы по переработке выгоревшего топлива. Затем американцы отказались от замыкания ЯТЦ и предпочли ему создание общенационального хранилища ОЯТ в горе Юкка. Наконец, администрация Барака Обамы фактически закрыла проект хранилища, не предложив ничего внятного взамен.
Проблема ОЯТ в Америке остаётся открытой, а деньги, перечисляемые в фонд, до сих пор лежат без дела.
Аткинс внёс на рассмотрение коллег по парламенту Миннесоты законопроект, который предполагает возвращение средств, внесённых станциями штата в федеральный фонд. Деньги должны быть частично переданы в адрес местной комиссии по обращению с ядерными отходами, а частично положены на депонент.
Что касается будущих платежей, то здесь Аткинс и поддержавшие его билль соавторы тверды - центру не должно быть более выплачено ни цента.
Неспособность федералов справиться с ОЯТ побуждает Миннесоту взять дело в свои руки. Аткинс предлагает разработать собственную стратегию создания хранилища для ОЯТ с двух действующих в штате АЭС.
Впрочем, ожидать скорейшего превращения билля Аткинса в закон не приходится. Местные атомщики не стремятся брать на себя исключительную ответственность за судьбу своего ОЯТ, а многие политики задают вопрос - и кто же в Миннесоте всерьёз позволит разместить на сотни лет у себя на заднем дворе хранилище выгоревшего топлива и высокоактивных отходов?