ЗАО "Атомстройэкспорт" планирует создать проектную компанию в рамках строительства АЭС "Белене" (Болгария). Об этом сегодня сообщил вице-президент компании Тимур Бавлаков на проходящем в Санкт-Петербурге региональном форуме поставщиков атомной отрасли "АТОМЕКС - Северо-Запад". Он добавил, что до 80% в будущей компании будет принадлежать РФ. При этом финансирование работ по разработке проекта станции в течение двух лет будет осуществляться за счет собственных средств "Атомстройэкспорта".
По словам Т.Бавлакова, в 2010г. - начале 2011г. компания рассчитывает получить разрешение на строительство АЭС, а также решить вопрос финансирования проекта. Болгарская сторона по-прежнему находится в активном поиске нового инвестора, отметил он.
Ранее сообщалось, что Россия обеспечит финансирование строительства АЭС "Белене", пока Болгария не найдет стратегического инвестора. При этом, как сообщил министр энергетики, экономики и туризма Болгарии Трайчо Трайков, Болгария не будет предоставлять государственных гарантий в качестве обеспечения финансирования.
НЭК Болгарии 31 октября 2006г. официально объявила "Атомстройэкспорт" победителем тендера на сооружение АЭС "Белене" по российскому проекту АЭС-92 с двумя энергоблоками ВВЭР-1000/В-466. "Атомстройэкспорт" реализует проект совместно с французской компанией Areva NP и концерном Siemens. Подписание контрактного соглашения между "Атомстройэкспортом" и "НЭК Болгарии" на сооружение АЭС "Белене" состоялось 18 января 2008г. В ноябре 2008г. "Атомстройэкспорт" подписал с европейским консорциумом CARSIB, в который вошли Areva и Siemens, соглашение, касающееся сотрудничества при сооружении АЭС в Болгарии. Начало коммерческой эксплуатации АЭС запланировано соответственно на 2014г. и 2015г.
Новое правительство Болгарии осенью 2009г. объявило, что рассматривает возможность продажи России части своей доли в АЭС. В частности, министр финансов страны Симеон Данков говорил, что Болгария "не нуждается" в АЭС, чтобы удовлетворить свои потребности в энергии. Он также добавил, что, согласно подсчетам, стоимость данного проекта может взлететь до 10 млрд евро, (первоначально проект оценивался в 3,997 млрд евро), что ставит под сомнение его ценность ввиду глобального финансового кризиса. По словам министра, проект "может быть целесообразным, если доля Болгарии в нем будет сокращена до 20-22%" с 51%, которыми страна владеет в настоящее время, и при этом за компанией RWE AG осталась бы доля в 49%.