В своем выступлении Ю.Липатов сделал акцент на совершенствовании законодательной базы по обеспечению развития и надежного функционирования электроэнергетики.
В части обеспечения инвестиционного процесса в электроэнергетике важнейшей задачей, по словам Ю. Липатова, является запуск долгосрочного рынка мощности. Постановлением Правительства РФ № 238 от 13.04.2010г. утверждены ценовые показатели долгосрочного рынка мощности и Постановлением № 89 от 24.02.2010г. полностью определены Правила функционирования ДРМ. Эти документы позволяют осуществить переход на систему долгосрочных договоров купли-продажи мощности, помогут формированию региональных ценовых сигналов, а также уровней и условий оплаты, стимулирующих модернизацию и выбытие неэффективных мощностей. «Введение модели долгосрочного рынка мощности призвано решить ряд задач, важнейших как для развития отрасли, так и для экономики страны в целом. Среди них прежде всего хотел бы отметить: обеспечение долгосрочной надежности - предупреждение дефицита в энергосистемах; минимизация совокупной стоимости электроэнергии и мощности для потребителей; формирование наиболее эффективной структуры генерации; повышение инвестиционной привлекательности отрасли через обеспечение долгосрочных гарантий поставщикам; стимулирование инвестиционного процесса в создание и модернизацию основных фондов», заявил Юрий Липатов.
«В течение 2009 и текущего года Комитетом Государственной Думы велась работа по рассмотрению существующих проблем и развития отрасли. Так, в частности, на расширенных заседаниях Комитета рассматривались вопросы функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии, выполнения программ по снижению потерь в сетях, выполнения инвестиционных программ. Хотел бы отметить конструктивный характер этой работы, что позволило подготовить ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в законодательство об электроэнергетике и ряд других федеральных законов, в том числе в соответствии с рекомендациями Парламентской Комиссии по расследованию аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Но вопросы безопасности и надежности напрямую связаны и с оснащением отрасли современным электротехническим оборудованием. Одна из актуальнейших задач на сегодня - оснащение строящихся станций и объектов электроэнергетики в соответствии с Генеральной схемой размещения до 2020 года оборудованием, отвечающим современным требованиям и обеспечивающим надежное и бесперебойное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией», подчеркнул Липатов.
Подробно Ю.Липатов остановился на находящихся в Государственной Думе ряде законопроектов, направленных на совершенствование функционирования отрасли и обеспечения бесперебойного снабжения потребителей электроэнергией, в частности:
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией потребителей" (Законопроект принят ГД в первом чтении 19.03.2010г.)
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (внесен в Государственную Думу 12.04.2010г. В целях совершенствования функционирования розничных рынков электроэнергии законопроектом предусматривается ряд мер по усилению платежной дисциплины участников рынка. Изменения в КОАП - предусматривается привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих установленный порядок ценообразования на рынке электрической энергии и мощности. Изменения в УК РФ - привлечение к уголовной ответственности за кражу электрической энергии путем самовольного присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, а также за повреждение линий электропередачи, в том числе путем самовольного присоединения).
"О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об электроэнергетике" (внесен в Государственную Думу 30.03.2010г. и направлен субъектам законодательной инициативы для рассмотрения и подготовки замечаний и предложений к законопроекту. Законопроектом предусматривается продлить срок действия права организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью передавать в аренду объекты электросетевого хозяйства территориальным сетевым организациям до 1 января 2014 года).
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с прекращением действия Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (внесен в Государственную Думу 11.05.2010г. )
Как автор данного законопроекта Ю.Липатов пояснил, что «предлагаемые изменения в Закон об электроэнергетике направлены на формирование в рамках указанного закона блока статей, определяющих принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов), а также полномочия органов государственной власти в сфере тарифного регулирования, по аналогии с нормами Закона о государственном регулировании тарифов». Базовым принципом данного законопроекта, по словам Ю.Липатова, является сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, после 1 января 2011года.
Кроме того, в Комитете продолжается работа по подготовке ко второму чтению технических регламентов: "О безопасности высоковольтного оборудования", "О безопасности электроустановок". Комитетом ГД по энергетике подготовлен ко второму чтению и направлен в соответствии с регламентом в Правительство РФ технический регламент "О безопасности электрических станций и сетей". Особо в своем выступлении Юрий Липатов отметил проект федерального закона "О теплоснабжении", который «в случае принятия в весеннюю сессию, полностью вступит в действие со следующего года. После этого Правительству Российской Федерации необходимо будет в кратчайшие сроки разработать нормативно-правовую базу, необходимую для вступления в силу положений проекта федерального закона "О теплоснабжении"».