Министерство энергетики разрабатывает программу модернизации электроэнергетической отрасли до 2030 года. Как стало известно РБК daily, ее объем оценивается в 10 трлн руб., это в четыре раза меньше планов строительства новых объектов генерации и сетей. Правда, как стимулировать энергетиков вкладывать в модернизацию, чиновники пока не знают, только за счет тарифа реализовать столь масштабную программу невозможно. Выход может быть в принятии механизма возврата инвестиций объектов модернизации, в противном случае цены на электроэнергию для потребителей взлетят кратно.
Необходимость срочно модернизировать российскую электроэнергетику — износ оборудования в которой достигает 70% — стала особенно очевидна после декабрьского ледяного дождя. Именно тогда правительство дало Минэнерго поручение разработать до конца марта программу модернизации электроэнергетики до 2030 года. Через месяц проект будет представлен в правительство.
Как стало известно РБК daily, сейчас она оценивается примерно в 10,5 трлн руб. (предыдущие оценки аналитиков — 4 трлн руб.). Эта сумма рассчитана до 2020 года, рассказали в Энергетическом институте им. Г.М. Кржижановского: 5,5 трлн руб. будет потрачено на новое генерирующее оборудование, еще 5 трлн — на сетевое хозяйство.
Предполагается, что на смену энергорухляди придут новые парогазовые установки (ПГУ) с КПД до 52% (сейчас он не превышает 40%). Расход условного топлива на кВт ч должен снизиться к 2020 году с нынешних 332,7 до 300 г.
Финансирование программы будет происходить из разных источников. Модернизация сетевого комплекса будет осуществляться через RAB-регулирование, финансирование генкомпаний предполагается осуществлять через тариф. Атомная энергетика, возможно, будет частично поддержана из бюджета. Сейчас программа проходит согласование с различными федеральными ведомствами и российскими разработчиками оборудования.
Энергокомпании уже давно говорят об острой необходимости модернизации старой мощности. Новые энергоблоки, вводимые по ДПМ (договорам предоставления мощности), составляют всего 10% от установленного объема мощности всей российской генерации. «Мы знаем, что в Минэнерго озабочены данной проблемой — министерство поручило провести исследование и разработать соответствующую программу одному из профильных научно-исследовательских институтов, однако результат, с нашей точки зрения, получился нулевой. Связано это с тем, что не были привлечены, как говорится, люди с мест — ведь никто не знает лучше самих «генераторов» состояние своего оборудования», — сказал Денис Федоров, глава «Газпром энергохолдинга» (контролирует «Мосэнерго», ТГК-1, ОГК-2, ОГК-6).
«Газпром энергохолдинг» направил в Минэнерго предложение создать рабочую группу из представителей генкомпаний, которой необходимо поручить разработку данной программы. «Мы считаем, что в этом вопросе требуются безотлагательные решения, которые по форме должны быть аналогичны ДПМ, где четко прописаны обязательства и ответственность всех участников рынка», — считает г-н Федоров. В Минэнерго не смогли прокомментировать, в какой стадии находится документ. В ОГК-4, ТГК-2, Enel-ОГК-5, ФСК, Холдинге МРСК отказались от комментариев.
Аналитики уверены: 10 трлн руб. — неподъемная сумма для энергетиков. После 2016 года, когда будут полностью реализованы все инвестпроекты в рамках ДПМ, у государства не останется никаких рычагов воздействия на генкомпании, чтобы подвигнуть их на модернизацию мощностей, говорит аналитик «Ренессанс Капитала» Владимир Скляр. «Государству нужно задуматься не только о том, сколько нужно построить и потратить, но и какие экономические стимулы предложить участникам рынка, чтобы программа была реализована», — считает г-н Скляр.
10 трлн руб. до 2020 года — это примерно 1 трлн руб. в год, то есть третья часть всего объема платежей потребителей, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Для реализации такой программы через тариф потребуется его рост более чем на 20%, что невозможно в ситуации ограничения стоимости энергии для конечных потребителей», — считает он. Для осуществления модернизационной программы необходимо распространить механизм ДПМ на модернизацию, чтобы обеспечить возврат средств. Благо модернизация электростанции занимает год-два в отличие от строительства новой (от полутора до пяти лет).
Чиновники, похоже, понимают, что без стимулов энергетику не поднять. В конце прошлого года вице-премьер Игорь Сечин признал, что правительство рассматривает возможность применить механизм возврата инвестиций в модернизацию объектов электроэнергетики. Также речь велась о запрете на использование изношенного и «морально устаревшего» оборудования. Однако, как признались РБК daily в энергокомпаниях, никаких конкретных шагов в этом направлении пока не сделано.