Нынешнюю ситуацию на аварийной АЭС "Фукусима-1" в Японии можно стабилизировать, сообщил во вторник журналистам первый заместитель гендиректора концерна "Росэнергоатом" Владимир Асмолов.
По его словам, то, что специалисты "Росэнергоатома" предсказывали 10 дней назад, реализовалось с "очень хорошей степенью сходимости". Речь идет о плавлении топлива в реакторах и хранилищах топлива.
Однако самый пессимистический сценарий расчетов реализовался. "Мы не видим возможность прийти к этому сценарию",- сказал Асмолов.
По его словам, российские специалисты надеются, что есть возможность застабилизировать реакторы в нынешнем состоянии. Для этого надо наладить их охлаждение, сказал Асмолов.
По его словам, охлаждать реакторы придется долго, в пример он привел ситуацию на АЭС Тримайл Айленд. Охлаждение аварийного реактора на ней длилось пять лет.
Что касается радиационной обстановки на площадке АЭС, то количество изотопов плутония-238, 239, 240 не превышают нормы.
Асмолов отметил, что с водой, используемой для охлаждения реакторов и хранилищ ядерного топлива, надо обращаться так же, как и с жидкими радиоактивными отходами. Принятие надлежащих мер позволит предотвратить попадание этой воды за пределы АЭС, добавил он.
Асмолов входил в число российских экспертов, побывавших на АЭС "Фукусима-1".
Отвечая на вопрос, как он оценивает действия японских атомщиков, Асмолов сказал, что японские специалисты придерживались той стратегии, что подобной аварии быть не может. По его словам, мировой опыт показывает, что к такой аварии надо быть готовым.
"Я контактировал с такими же людьми, как и я. Мы смотрели на ситуацию одними глазами", - сказал он.
По словам Асмолова, главной ошибкой японских атомщиков было то, что они не сообщили полную информацию о ситуации и вовремя не попросили помощи. Однако, говоря о поведении японских атомщиков, Асмолов подчеркнул, что "надо быть в их шкуре, чтобы говорить о том, что надо делать".
Асмолов отметил, что японская модель управления производственным процессом при аварии на "Фукусиме-1" оказалась неэффективной.
Он отметил, что во время ликвидации аварий на АЭС "нужен тоталитарный способ управления, должны быть люди, которые возьмут на себя полноту власти. Так было у Чернобыля".