В столице Литвы Вильнюсе завершил работу круглый стол "Перспективы атомной энергетики в Европе после аварии в Японии: Балтийский регион", организованный общественными организациями.
В дискуссии по проблемам, связанным со строительством атомных электростанций в Литве, Белоруссии и Калининградской области, приняли участие литовские политики, энергетики экологи, представители общественных движений. Российская сторона, представленная руководителями госкорпорации "Росатом", РАН.
Эксперты в области энергетики и энергетики-практики постарались удовлетворить любопытство всех участников дебатов. Если, например, политиков больше интересовали вопросы безопасности, инвестиций, ценообразования и возможных направлений экспорта электроэнергии Балтийской АЭС острые вопросы, то экологи трех государств требовали ответов на вопросы о возможном воздействии АЭС на окружающую среду, хранении отходов жизнедеятельности станций и планов эвакуации в случае форс-мажорных обстоятельств.
Журналисты литовских СМИ задавали самые неудобные и острые вопросы. Например, почему российская сторона считает реактор компании Hitachi менее надежным, чем собственный реактор поколения 3+? Можно ли строить сразу три атомные станции в столь небольшом регионе?
Российскую сторону заботил основной вопрос - о безопасности строительства и функционирования "Игналины-2"". Как заявил директор программ госкорпорации "Росатом" Сергей Бояркин, поскольку "реактор, который предполагается строить в Литве, - реактор "кипящего типа": именно такой реактор был в Чернобыле и именно такой реактор работал на Фукусиме".
"Такие реакторы строились только в Японии до аварии на АЭС и больше нигде в мире. Они дешевые, но они же и самые опасные. Поэтому нас не может не беспокоить строительство АЭС с таким типом реактора недалеко от наших границ и недалеко от географического центра Европы. Мы неоднократно запрашивали литовскую сторону насчет технических подробностей данной стройки и эксплуатации реактора такого типа. Ответов так и нет", - сказал Бояркин.