«За год после аварии на японской АЭС «Фукусима» во всем мире, во всех странах, использующих или планирующих использовать атомную энергетику, произошло переосмысление системы обеспечения безопасности АЭС, предприняты меры по развитию систем пассивной безопасности и, конечно же, усовершенствована система противоаварийных мероприятий, - отметил Сергей Жаворонкин, секретарь Общественного совета по вопросам безопасности использования атомной энергии в Мурманской области.
- Также произошло и переосмысление планов и принципов развития атомной энергетики. И тут есть две противоположные точки зрения. В некоторых странах приняты решения о постепенном отказе от строительства (Япония, Германия, Италия). В других принято решение о строительстве новых энергоблоков с учетом обеспечения повышенных требований безопасности (Финляндия, США, Великобритания, Россия и др.).
Но следует отметить, что во всех странах, где есть АЭС, были проведены «стресс-тесты» с учетом аварии на японской атомной станции и дополнительные проверки обеспечения безопасности эксплуатируемых и строящихся АЭС.
В России, напомню, 21 апреля 2011 года, т.е. практически через месяц после аварии, прошла общественная проверка деятельности КАЭС по обеспечению безопасности. Хочу отметить, что это была не экскурсия, а именно проверка - по всем проблемным вопросам обеспечения безопасности и обеспечения противоаварийных мероприятий с учетом аварии не АЭС «Фукусима-1».
По линии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в июле 2011 года была проведена плановая выездная проверка (комплексная инспекция). По результатам проверки выявлено 31 замечание. На сегодняшний момент выполнено 30, находится на контроле 1.
Следует особенно отметить, что вопросы повышения безопасной эксплуатации Кольской АЭС решаются постоянно, ведь требования постоянно повышаются, а проектирование и строительство занимает значительное время».
По заявлению руководства атомной станции, начиная с 1989 года подход в реализации мероприятий по повышению безопасности стал системным. И, конечно же, опыт аварии на Чернобыльской АЭС был учтен. С 1994 года реализовано 935 проектов, направленных на повышение надежности эксплуатации, на что была затрачена сумма, эквивалентная 600 млн долларов. Для сравнения: в 1994 году отмечалось 38 учетных нарушений в работе КАЭС - то есть, тех, которые подлежат обязательному государственному учету с последующим расследованием причин. По состоянию на сегодняшний день атомная станция вышла на уровень от 1 до 5 таких нарушений в год.
«На сегодняшний день на возможный случай полной потери источника энергоснабжения предусмотрено 3 стационарных дизель-генераторных станции с 13 стационарными дизель-генераторами и одним мобильным, - сказал Сергей Жаворонкин.
- Две станции введены в эксплуатацию в 90-х годах, последняя, третья - в 2002-м. С их помощью при отсутствии источника энергоснабжения КАЭС может работать бесперебойно до 5-6 суток. Мобильный дизель-генератор введен в строй на КАЭС еще в 1995 году.
Важным элементом обеспечения безопасности являются умелые действия персонала в аварийных ситуациях. Для этого дополнительно на КАЭС была разработана программа противоаварийной тренировки на тему «Полное обесточивание собственных нужд энергоблоков КАЭС с полной потерей охлаждающей воды».
С учетом анализа принято решение о дополнительном приобретении и размещение 12 мотопомп и 4 передвижных насосных установок высокого давления для подачи воды на охлаждение потребителей реакторного отделения и подачи воды в парогенераторы.
Для обеспечения подача электроэнергии потребителям при аварийных ситуациях планируется поставить дополнительно 4 передвижных генераторные установки мощностью 200 кВт и 3 передвижные генераторные установки мощностью 2 МВт.
Таким образом, могу утверждать, что руководством Кольской АЭС проведена большая работа по повышению безопасности станции с учетом опыта аварии на японской станции «Фукусима-1».