Жители посёлка, расположенного рядом с японской АЭС "Томари" (Tomari) на острове Хоккайдо, со смешанными чувствами восприняли известие об останове третьего блока станции, пишет "Mainichi".
"Томари-3" был последним из 50 японских блоков, остававшимся в строю после аварии на Фукусиме. 5 мая блок остановился на ППР. Его возвращение в строй зависит от выполнения множества условия, включая успешное прохождение стресс-тестов и согласие центральных и местных властей.
АЭС "Томари" расположена на юго-западе полуострова Шакотан, а он, в свою очередь - в западной части острова Хоккайдо. Станция получила название по близлежащему посёлку Томари.
До появления АЭС экономику посёлка поддерживала старейшая на острове угольная шахта "Каянума". В 1964 году шахта была закрыта. Строительство первого из трёх блоков атомной станции началось здесь 18 апреля 1985 года. Все три блока АЭС "Томари" работают с реакторами PWR.
"Я обеспокоен тем, что наш посёлок может вновь опустеть, как это уже происходило после закрытия шахты", - говорит один из жителей Томари. Но ему противостоит другой: "Надеюсь, что останов реактора будет означать первый шаг на пути к разрыву Японии с атомной энергетикой".
В Томари проживает около 1900 человек. Дома разбросаны вокруг шоссе №229 на берегу Японского моря. Каждые утро и вечер к проходной АЭС "Томари" в южной части посёлка спешат машины и автобусы, заполненные людьми. А для обычных граждан открыт информационный центр эксплуатирующей компании HEPCO - его называют здесь "Томарин-кан".
53-летний Масуми Сибута, владелец мотеля и ресторана вблизи проходной, волнуется за своё будущее:
"Мы не можем сейчас сказать, насколько сократится наш оборот. Мы ведём свой бизнес благодаря HEPCO (ЭО АЭС "Томари"), и вопрос о повторном пуске блоков для нас представляет вопрос жизни и смерти".
76-летний Хидеёси Миятани собирает для каждого ППР бригаду из полусотни работников. Он также надеется, что станция вернётся к жизни в самом скором времени.
Миятани не хотел бы второй раз пережить смерть посёлка. В 60-ые он трудился на шахте. После её закрытия ему пришлось вместе с семьёй уехать из Томари. За считанные годы 10-тысячное население Томари сократилось тогда вдвое.
Миятани участвовал в строительстве АЭС в Японии и за рубежом. С радостью он вернулся домой после того, как Томари выбрали для сооружения атомной станции. Здесь он создал компанию-субподрядчика и охотно нанимал местных жителей для работы на АЭС.
"Люди за пределами нашего посёлка требуют закрытия нашей станции. Мы просим их задуматься над тем, что будет с нами - теми, кто здесь работает и живёт", - говорит Миятани.
По соседству с Томари расположен городок Иванаи - один из четырёх заключивших соглашение о ядерной безопасности с компанией HEPCO. В давние времена местные рыбаки стояли насмерть, пытаясь не допустить появления АЭС. Но после получения компенсаций от атомщиков, их голос протеста резко пошёл на убыль.
Одному из последних антиядерных активистов Иванаи сегодня 84 года. Когда-то он был директором рыболовецкого кооператива и стоял до конца против АЭС. Потом он махнул на это рукой и продал свою лодку: "Знаете, нормально жить - это намного важнее, чем бороться за или против атомной станции".
События на Фукусиме заставляют ветерана вспомнить споры времён его молодости: "HEPCO доказывала безопасность своей станции, ссылаясь на опыт TEPCO. Так посмотрите на то, чем это закончилось у TEPCO".
Антиядерную группу в Иванаи в наши дни представляет 59-летний работник подготовительных курсов Такеити Саито. Он настаивает, что атомная энергетика опасна даже без аварий, так как накапливает огромные количества радиоактивных отходов.
5 мая Саито провёл на демонстрациях в Саппоро и Иванаи, выступая против возможного повторного пуска блока "Томари-3". Он находит символичным, что последний японский блок был остановлен в день, который в Японии посвящается детям.