Уникальная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская атомная субмарина — будет утилизирована до конца 2013 года на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область). Такое решение было принято в Объединенной судостроительной корпорации в связи с отсутствием денег на восстановление лодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой хранятся останки лодки, срочно нужна под другой проект.
— Лодка должна уступить место плавучей технической базе «Росатомфлота» «Лепсе», утилизация которой должна начаться весной 2014 года. Мы понимаем важность К-3 для истории и памяти нашего флота, но утилизировать «Лепсе» важнее, потому что на этом судне хранится отработанное ядерное топливо, которое может загрязнить пол-Европы,
— пояснил представитель оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией.
По словам собеседника, сейчас на «Лепсе» находится порядка 700 отработанных урановых стержней от советских ледоколов, часть из них повреждена. В случае аварии возможно радиоактивное заражение акватории Баренцева и Карского морей, а также территории Норвегии, Финляндии и других стран. Выгрузить же элементы просто так нельзя — нужно резать корпус, поэтому на «Нерпе» готовятся к сложной операции по извлечению стержней и утилизации самого судна.
Сейчас на том месте, где будут разделывать «Лепсе», стоит К-3, разрезанная пополам. Из лодки извлекли ядерный реактор, который затопили в Карском море. В 2003 году возникла идея восстановить К-3 в качестве музея подводных сил России и отбуксировать на вечную стоянку в Санкт-Петербург. В 2008 году на Морской коллегии при правительстве России КБ «Малахит» поручили разработать проект этого музея. Однако дальше идеи дело не пошло.
— Деньги на реализацию проекта не выделены до сих пор. Причем деньги нужны немаленькие. В 2008 году расчет показал, что нужно более 400 млн рублей. С учетом того что лодка стоит под открытым небом и уже разделана, сейчас, чтобы ее собрать и довести до ума, нужно уже порядка 650 млн рублей,
— пояснил «Известиям» представитель ОСК.
В то же время сам завод «Нерпа» все же надеется доделать лодку. Как пояснила «Известиям» пресс-секретарь завода Ирина Анзулатова, для этого требуется 50 млн рублей, которые завод планирует найти.
— Мы сделаем всё, чтобы найти эти деньги. Лодку еще можно спасти. Мы уже сделали фрагмент корпуса, который можно поставить вместо вырезанного реакторного отсека. Осталось всё это соединить, законвертовать и спустить на воду. А там уж она может сколько угодно долго стоять и ждать, пока наши чиновники поумнеют и поймут, что такую историческую ценность уничтожать нельзя,
— пояснила Анзулатова.
Судостроителей обнадеживает тот факт, что ведомственная принадлежность лодки оказалась под вопросом. В 1990-х годах Военно-морской флот России, чтобы не держать на старой лодке экипаж, передал ее в распоряжение Росимущества, а те в последствии передали ее на утилизацию «Росатому» и ОСК. Однако, по словам Анзулатовой, у руководства «Нерпы» есть документы, согласно которым, К-3 по-прежнему является собственностью ВМФ России.
Комментарии командования ВМФ получить не удалось. Однако ветераны экипажа К-3 признались «Известиям», что очень огорчены решением уничтожить лодку.
— Американцы сохранили свою первую атомную подводную лодку «Наутилус». Сейчас это музей. К-3 — наша первая атомная лодка, история нашего флота. В самые тяжелые годы холодной войны — в 1960-е и 1970-е — лодка успешно выполняла сложнейшие задачи по противодействию американцам. Как же ее можно уничтожать! Музей К-3 — это память конструкторам, военным морякам и все тем, кто создал атомный флот России,
— уверен капитан 1-го ранга Александр Лешков.
Он напомнил «Известиям», что на К-3 во время пожара в сентябре 1967 года погибли 39 подводников, но оставшийся в живых экипаж сумел сбить пламя и вернуться на базу. Однако этот подвиг до сих пор не увековечен.
Разработка атомных подводных лодок началось в СССР в 1950-х годах, а уже в 1957-м была спущена на воду К-3. Из-за множества недоделок экипаж получал серьезное радиационное облучение, однако в медицинских карточках указывали другие диагнозы. Лодка перестала выходить на задание в начале 1980-х, но окончательно выведена из состава флота только в 1991 году.