Ещё недавно проекту Desertec, реализуемому консорциумом из европейских, прежде всего, немецких, а также североафриканских компаний, пророчили полностью изменить энергетическую карту Европы. Ожидалось, что к 2050 году чистая и дешёвая энергия из гигантских солнечных термоэлектростанций, построенных в пустыне Сахара, покроет до 20 процентов европейского спроса на электричество. Уже к 2015 году должна была быть построена первая высоковольтная линия, которая впервые бы соединила электросети Европы и Африки.
Однако, несмотря на поддержку ряда национальных правительств и хвалебные отзывы экспертов, что-то пошло не так. В конце прошлого года консорциум покинули компании Siemens и Bosch, а уже в мае пошли слухи, что амбиционный проект близок к полному провалу.
Генеральный управляющий консорциума Пауль ван Сон (Paul van Son) признал, что концепция Desertec подверглась кардинальному пересмотру:
«Честно говоря, ещё четыре года назад Desertec имел лишь одну цель – транспортировать энергию из Северной Африки. Сегодня мы отказываемся от такого однобокого мышления. Теперь проект направлен на создание интегрированного рынка, где будут использованы преимущества всех возобновляемых источников энергии. Если мы говорим об энергии из Северной Африки, это будет всего лишь скромная часть поставок в Европу».
Наблюдатели связывают провал первоначальной идеи с отказом испанского правительства финансировать один из начальных этапов проекта.
«Desertec оказался нежизнеспособен в своей прежней форме из-за дороговизны и утопичности»,
– считает президент ассоциации Eurosolar Петер Дрёге (Peter Droege). От Desertec отворачиваются не только европейские, но и африканские партнёры. Король Марокко Мохаммед VI (Mohammed VI) объявил, что его страна в ближайшем будущем займётся исключительно развитием внутреннего энергетического рынка. Таким образом, Desertec фактически лишился самого надёжного партнёра в Северной Африке.
«Международные организации хотели убить несколько зайцев одним камнем, – пишет известный эксперт в области энергетики Крэйг Моррис (Craig Morris). – Они хотели поставлять дешёвую и чистую энергию в Европу, стимулировать экономическое развитие в Северной Африке и соединить линии электропередач между Европой, Африкой и Ближним Востоком. Эта идея, конечно, была нереализуемой. В общем, этот проект был громкой пиар-кампанией больших корпораций, которые не совсем разбираются в потенциале возобновляемых источников энергии».