Британский историк науки, автор мирового бестселлера «Тайная история атомной бомбы» Джим Бэгготт поделился с «Эхо» по просьбе редакции своими соображениями об источниках урана для первой советской атомной бомбы:
— Когда родилась советская программа по созданию атомной бомбы, главной её проблемой стали поиски урановых ресурсов. Большинство известных источников урана, таких как в Бельгийском Конго, были присвоены правительствами Великобритании и США ещё до начала Второй мировой войны или сразу же после неё. Впоследствии права на них были оформлены через Трест объединённых разработок, Combined Development Trust, который был учреждён в июне 1944 года. Одной из главных целей организации было не допустить того, чтобы СССР мог располагать достаточным для создания собственного ядерного оружия количеством урана.
Несмотря на то, что большая часть атомного оружия, появившегося в течение 1945 года и после, была создана с использованием плутония как материала, способного к расщеплению, плутоний можно было получать только в ядерном реакторе, работающем на уране. Таким образом, уран первоначально был нужен прежде всего для строительства реакторов.
В то время как советская атомная программа только разрабатывалась, небольшие источники урана были в Восточной Европе — частично Чехословакия, Восточная Германия, Польша и Болгария. А также в Центральной Азии и китайской провинции Синьцзян, которая в то время также контролировалась Советским Союзом. Сведения о масштабах производства урана в те времена до сих пор не опубликованы, но ЦРУ провело исследования, результаты которых изложены в книге Дэвида Холлоуэя «Сталин и бомба». Холлоуэй пишет: «В 1950 году, по данным ЦРУ 45 процентов советского урана было получено из Восточной Германии, 33 процента из самого СССР, 15 процентов из Чехословакии, 4 процента из Болгарии и 3 процента из Польши».