Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 20 ноября прибывает с визитом в Москву. В планах израильского политика — встреча с президентом России Владимиром Путиным. Очевидно, одной из главных тем повестки дня станет ядерная программа Ирана, против которой активно выступает Израиль.
Напомним, что 20 же ноября стартует очередной раунд переговоров представителей Ирана и стран-членов «шестёрки», в которую, наряду с США, Китаем, Францией, Великобританией и Германией входит и Россия.
Цель Нетаньяху в создавшихся условиях - «перетянуть» на свою сторону максимальное количество участников переговорного процесса, дабы не произошло ослабления санкционного давления на Иран
Как уже сообщал «МК», на прошлой, прошедшей 7 и 8 ноября в Женеве встрече представителей «шестёрки» и Тегерана по поводу иранской ядерной программы, казалось, наметился некий прорыв. Президент США Барак Обама даже заявил, что готов смягчить санкции против Ирана, если в Тегеране выполнят взятые на себя обязательства. Речь, в первую очередь, идёт не только о сворачивании иранской программы по обогащению урана, но и о транспарентности этого процесса.
«Лучший способ - если мы получим подлежащие проверке доказательства того, что они демонтируют свою программу, если международные организации и мы сможем видеть, что они делают»,
- отметил в своём заявлении Барак Обама.
Возможность такого поворота событий вызвала беспокойство в Тель-Авиве.
«Израиль выступает однозначно против этих предложений, их реализация станет ошибкой исторического масштаба, - заявил премьер страны Биньямин Нетаньяху. - Они должны быть отклонены незамедлительно».
Позиция Нетаньяху зиждется на том, что санкционный режим уже оказал значительное негативное влияние на иранскую экономику, а, значит, если давление не будет ослаблено, Тегеран вынужден будет свернуть ядерную программу.
В итоге к каким-либо шагам вперёд женевская встреча так и не привела — президент Франции Франсуа Олланд высказался категорически против любого ослабления давления на Иран, пока Исламская Республика не представит исчерпывающих доказательств того, что их ядерная программа не направлена на решение военных задач. Тегеран обвинил Париж в срыве переговоров, зато симпатии к Олланду в Тель-Авиве кратно выросли.
В начале этой недели французский лидер прибыл в Тель-Авив, где вновь подтвердил свою позицию. «Я всегда буду другом Израиля», - заявил он, подчеркнув также, что понимает и разделяет беспокойство Израиля относительно иранской программы. «Израиль уважает сильную позицию Франции, направленную на то, чтобы остановить опасные амбиции Ирана», - отметил со своей стороны израильский президент Шимон Перес.
Что же касается позиции Москвы, то она для Израиля пока выглядит менее оптимистично. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил уверенность, что применением санкций против Ирана проблем с ядерной программой не решить. «Нигде санкции результата не приносили, - отмечает дипломат. – Сейчас некоторые начинают затевать дискуссии, что эти позитивные сдвиги в подходах Ирана, его готовность договариваться стали возможными только потому, что он ощущает на себе давление санкций. Давайте оставим это историкам».
В связи с этим очевидно, что идеи Нетаньяху в Москве едва ли встретят такой тёплый приём, как в Париже. Помимо иранской ядерной программы, полагают эксперты, значительное внимание в беседе Путина и Нетаньяху может быть уделено и проблеме сирийского урегулирования. Напомним, что сирийский конфликт, в разрешении которого активное участие принимает Россия, в данный момент тема для Израиля не менее важная, чем иранская ядерная угроза.