Служба общественных закупок Литвы, проверив, как компания Lietuvos energija (бывшая Visagino atominė elektrinė ("Висагинская атомная электростанция") придерживается порядка общественных закупок, установила нарушения и недостатки, особенно в период до 2013 года. В покупающей организации также не был гарантирован внутренний контроль, а лицам, выполняющим закупки, не хватало компетенции. Статью на эту тему сегодня, 7 марта, публикует портал Alfa.lt.
В 2009-2011 годах, выполняя закупки, компания Visagino atominė elektrinė необоснованно, не объявляя о них, приобрела услуги на сумму более 6 589 млн литов.
Помимо процедур закупок у поставщика TVO Nuclear Services OY компания приобрела услуги консультирования на сумму более 94 тысяч литов. У единственного поставщика Paul C. Rizzo Associates, Inc. за 86 тысяч литов она купила консультационные услуги оценки потенциальных строительных площадок Висагинской атомной электростанции и соответствия требованиям безопасности Tatena, а потом, нарушая требования закона об общественных закупках, путем негласных переговоров у того же поставщика купила за 97 тысяч литов услуги консультанта по вопросам геотехники.
Путем негласных переговоров покупающая организация приобрела у единственного поставщика TVO Nuclear Services OY услуги по подготовке стратегии поставки ядерного топлива, утилизации ядерных отходов, планированию и оценке строительной площадки и вспомогательной инфраструктуры более чем за 822 тысяч литов, а с адвокатской конторой Lideika, Petrauskas, Valiūnas ir partneriai LAWIN заключила договор о юридических услугах, стоимость которого - 5 427 696,3 лита.
Служба констатировала, что в 2011-2012 годах покупающая организация, выполняющая закупку услуг по инвестированию финансовых ресурсов во вклады в коммерческих банках, не осуществила процедуры общественных закупок, не руководствовалась требованиям закона и нарушила принципы общественных закупок.
Оценивая выполненные в 2013 году закупки, служба установила, что, не объявляя о таковой, компания приобрела услуги исследования общественного мнения и бухгалтерского учета.
"Представленные выводы показали, что мы увидели, проведя свои внутренние аудиты, - несоответствия требованиям были. Одна из первых работ, за которую мы принялись, сформировав нынешнюю компанию Lietuvos energijа, - приведение в порядок процессов, процедур закупок. С другой стороны, выводы службы общественных закупок показали, что по некоторым вопросам нет четкой практики при определении и интерпретации некоторых моментов. Особенно это касается вкладов - в законе об общественных закупках четко не определено, как должны выполняться такие закупки. Мы надеемся дискутировать со службой общественных закупок по поводу возникающих вопросов, чтобы в будущем различные интерпретации не мешали деятельности",
- сказал председатель правления и генеральный директор Lietuvos energijа Далюс Мисюнас.
В литовские СМИ уже просочилась информация о возобновлении проекта Висагинской АЭС. Положительное решение о строительстве якобы будет объявлено в ближайшее время. Вроде бы между правительством Литвы и японской Hitachi уже достигнуты договоренности, компания значительно снизила свои условия и пошла на ряд уступок, поэтому проект в экономической его части существенно отличается от того, который был принят прошлыми властями.
В связи с этим, якобы, результаты референдума, на котором жители высказались против строительства АЭС, можно оценивать, как протест конкретно против прошлого проекта. Однако с технической стороны проект Hitachi тот же. К тому же компания намерена инвестировать в неатомные технологии в Литве, что также якобы повлияло на положительное решение литовских властей. Все это косвенно подтвердили премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс и министр энергетики Литвы Ярослав Неверович.