Минэнерго США и операторы АЭС спорят о том, кто должен платить за вывод из эксплуатации оборонных обогатительных мощностей

Американские операторы АЭС, возможно, уже в третий раз вынуждены будут платить отчисления за вывод из эксплуатации объектов по обогащению урана для оборонных нужд. Независимая ассоциация регуляторов поддерживает промышленников в их протестах против этого налога.

Нынешнее Министерство энергетики США (DoE) – предшественник Комиссии по атомной энергии, построившей три крупных завода по обогащению урана для военных целей в 1940-х и 1950-х годах  (в Окридже, Падуке и Портсмуте). Впоследствии часть обогатительных мощностей было передано в пользование операторов гражданских АЭС, которые за это должны были платить отчисления на вывод из эксплуатации объектов, оставшихся в федеральной собственности. Однако, как утверждает Национальная ассоциация регуляторов (NARUC), Минэнерго не вправе вводить какие-либо платежи сверх финансирования этих работ.

В 1992 DoE провело реструктуризацию своих обогатительных мощностей, создав компанию USEC, в рамках которой была проведена коммерциализация мощностей в Падуке и Портсмуте. При этом DoE осталось собственником всех трёх предприятий, продолжая нести всю ответственность за деятельность по их реабилитации. Тем не менее DoE навязала энергетическим компаниям вторую уплату взноса на обращение с «ядерным наследием» в размере $2,6 млрд долларов, хотя на  то, что, по утверждению NARUC, часть средств была использована федеральным правительством на другие цели.

Третья попытка оказалась неудачной. В ходе обсуждения бюджетных запросов на 2014 финансовый год, NARUC обратилась к председателю подкомитета по энергетике и водным ресурсам финансового комитета Сената Дианне Фейнштейн с просьбой опротестовать прошлогодний запрос DoE о взыскании ещё $2,4 млрд. в течение десяти лет. NARUC отмечает, что средства на эти нужды уже были плачены 2 раза.

Выполняющий лоббистские функции американской ядерной индустрии Институт ядерной энергии (NEI) отмечает:

«Атомная индустрия согласна с необходимостью экологической реабилитации этих объектов, но правительство не должно взимать налог в третий раз. Считаем, что необходимо провести оценку программ по дезактивации и выводу из эксплуатации этих объектов».

Ежегодно осваивается от 500 до 600 млн долларов из фонда, который имеет баланс около $4,7 млрд.

В 2004 году General Accounting Office провела оценку, что стоимость работ до 2044 года повысилась «с ранее заявленной суммы $3,5 млрд. до $5,7 млрд». NEI добавило, что DoE «до сих пор не разработана надежная оценка общей стоимости».

DoE содержит отдельно от фонда по выводу из эксплуатации фонды по окончательному захоронению ОЯТ оборонного происхождения и фонд по обращению с ОЯТ от АЭС. Начиная с 1983 года был введён порядок, согласно которому генерирующие компании отчисляют в этот фонд по 0,1 цента за кВт-час. В общей сложности в него собрано $30 млрд долларов. На счёт этого фонда DoE обязалось к 1998 году ввести строительство площадки для окончательного захоронения ОЯТ, однако не смогло выполнить это обещание, отказавшись от начатого строительства хранилища Юкка Маунтин. До тех пор, пока вопрос не решён, АЭС с разрешения властей платят не в федеральный фонд, а на хранение на пристанционном хранилище.

Читать оригинал