12 июня во Владивостоке стартует Всероссийский автопробег «Экспедиция-2014». Мероприятие инициировано Межрегиональным общественным движением по развитию транспортной системы «Убитые дороги».
В пробеге примет участие автомобиль с установленным на нем инновационным сканером дорожного покрытия «КОНДОР», разработанным в 2013 году в ОАО «НИИТФА» (предприятие Госкорпорации «Росатом»). Сканер позволяет в режиме реального времени осуществлять непрерывную диагностику дорожного покрытия по таким параметрам, как плотность и коэффициент уплотнения. В состав установки входят: рентгеновский плотномер, датчик перемещения, GPS-навигатор и блок сбора и обработки информации. Дополнительно установка может быть оснащена георадаром со сменными антенными блоками и датчиком шероховатости поверхностей.
Принципом работы установки «Кондор» является эффект обратного рассеяния излучения рентгеновской трубки, направленного вертикально вниз. Электропитание «Кондора» поддерживается аккумулятором, обеспечивая работу в непрерывном режиме до 6–8 часов. Вся информация, поступающая от датчиков установки, включая данные GPS, передается в лабораторию и обрабатывается как в режиме on-line, так и дистанционно. Важно также отметить и то, что программное обеспечение для обработки данных создано на базе отечественных IT-разработок для рентгеновского плотномера X-road и георадара GeoScan.
Применение установки «КОНДОР» в дорожном строительстве, при проведении ремонтных работ позволит на ранних этапах выявлять участки асфальтового покрытия, которые имеют наибольший риск разрушения, контролировать качество укладки асфальта. Также при помощи установленного георадара «КОНДОР» имеет возможность определять толщину слоев дорожного полотна, пустоты, промоины, инородные включения и вести контроль шероховатости дорожного покрытия.
Это уже вторая, усовершенствованная, модификация установки: в 2014 году она была модернизирована и установлена на шасси внедорожника (первая модификация монтировалась в прицепе). Ключевыми характеристиками установки являются: диапазон контролируемой плотности - 1000-3000 кг/куб. м; погрешность измерения - не более 1%; глубина зондирования - 0,5-3,5 м; разрешающая способность по глубине - 0,01-0,05 м; диапазон работы – от -5 до +40̊ градусов по Цельсию; скорость перемещения - 10-80 км/час.
«Кондор» оснащен двумя блоками биологической защиты: внутренним и внешним. При этом «Кондор» не содержит традиционных для данного вида контроля радиационных источников и в выключенном состоянии, не является источником радиационного излучения, а выход радиоактивных продуктов в окружающую среду просто невозможен в связи с их отсутствием.
Ожидается, что в рамках автопробега будут проведены замеры качества дорог в 30 регионах России. Результаты проведенных замеров войдут в итоговый отчет, которые активисты движения «Убитые дороги России» планируют подготовить для руководства страны.
Ранее, в августе 2013 года опытный образец установки был передан для тестирования московским властям. Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко и заместитель генерального директора – директор Блока по управлению инновациями Вячеслав Першуков презентовали детектор дорожных покрытий «Кондор» тогда еще врио мэра Москвы С. Собянину (на фото).