Ответственная пора – так часто говорят о времени проведения планового ремонта энергоблоков. Ведь от того, насколько качественно он будет осуществлен, зависит безопасная эксплуатация сложнейшего оборудования в течение многих месяцев. В эти дни на Балаковской АЭС капитальный ремонт ведется на энергоблоке №4. Сегодня «ремонтный календарь» отсчитывает уже 58-е сутки, то есть основная часть успешно пройдена. Среди недавно завершенных важных работ – гидродинамическая отмывка «карманов» коллекторов парогенератора.
Парогенератор или ПГ, как его сокращенно называют специалисты, принадлежит к числу основного оборудования реакторной установки, конечно, его техническое состояние – под особым вниманием.
Где же у парогенератора «карманы» и зачем их надо чистить? Дело в том, что узел приварки между коллектором первого контура и корпусом парогенератора конструкционно выполнен так, что внутри есть зазор шириной от одного до девяти сантиметров и высотой около 38 сантиметров. Это и есть «карман». Он расположен внизу парогенератора и является в своем роде «тупиковой» частью. Представьте, как кипит чайник: когда вода превращается в пар, а мы все время подливаем новую воду, в конце концов на дне образуется накипь. Нечто подобное наблюдается и в парогенераторе, только, конечно, в других масштабах. Здесь за час превращается в пар около 1600 тонн воды!
Существуют разные методики по удалению таких отложений – механические и химические – с разной степенью эффективности. В 2013 году в концерне было принято решение применить успешно используемую в европейских странах технологию фирмы ECOL(Польша) по гидродинамической отмывке на энергоблоке №2 Балаковской АЭС – впервые среди российских атомных станций. И этот пилотный проект оказался очень удачным! Сравнив «что было» и «что стало», специалисты отметили высокий результат, какого не добивались прежде. Поэтому и на энергоблоке №4 продувка вновь осуществлена с помощью оборудования и специалистов той же польской фирмы.
Интересно, как это происходит?
В зоне работ возле парогенератора устанавливаются два специализированных пылесоса и две бочки объемом по 200 литров каждая с вмонтированными в крышки погружными насосами. Через специальные форсунки в «карманы» подается химобессоленная вода под давлением 3000 атмосфер (насколько впечатляюща эта цифра, можно судить по тому, что в шине автомобиля, например, всего две с половиной атмосферы, рабочее давление в первом контуре составляет 160 атм, во втором контуре – 62 атм.). Такой большой напор разрыхляет твердый шлам почти до пескообразного состояния. Для сбора отработанной воды к штуцерам продувки «кармана» парогенератора присоединяются гофрированные сливные рукава, а их другие концы – к бочкам.
Специализированный пылесос также присоединяется к бочке. При включении устройства из нее откачивается воздух, создавая разряжение, и вода вместе со шламовыми отложениями через штуцеры откачивается в эту емкость. Управляет всем сложным процессом оператор, который находится за пультом в транспортном коридоре реакторной установки. Время выполнения отмывки «карманов» каждого из восьми коллекторов на энергоблоке занимает немногим более трех часов, из кольцевых зазоров вымывается по 35 – 45 кг шлама!