Смоленская АЭС реализует пилотный в концерне «Росэнергоатом» проект по автоматизации системы управления техническим обслуживанием и ремонтом на базе платформы Maximo for Nuclear Power компании IBM – самого современного программного продукта, специально разработанного для АЭС. Старт автоматизации положило открытие на Смоленской станции ПСР-проекта по созданию прототипа системы на двух пилотных активах – ГЦН (главный циркуляционный насос) и ПЭН (питательный электронасос).
– На примере пилотных активов в прототипе системы будет смоделирован полный цикл текущего обслуживания оборудования: ведение карточек и отслеживание состояния оборудования, планирование и обеспечение ремонтных работ, управление материально-техническими ресурсами, ведение отчетности и оценка ключевых показателей эффективности ТОиР,
– рассказывает заместитель начальника отдела инженерной поддержки информационных систем управления производством Виталий Гавриленко.
Для создания прототипа АСУ ТОиР была сформирована комплексная команда под руководством главного инженера Смоленской АЭС Александра Васильева, в которую вошли руководители и специалисты различных подразделений станции, представители системного интегратора – компании «СompuTel» и компании, управляющей проектом, – ЗАО «PM Expert».
Для внедрения нового программного продукта и интеграции его с существующими системами на станции проведено комплексное обследование оборудования, выполнен сбор исторических данных по всем единицам оборудования ГЦН и ПЭН, их верификация в соответствии с требованиями современной системы и нормативными документами. Полученные исходные данные загружены в систему Maximo, установленную на центральном сервере концерна «Росэнергоатом».
– После вводного обучения, в конце декабря 2014 года, мы смогли войти в систему и начать работать с ее базовыми функциями. Уже сейчас можно сказать, что по своему функционалу она на несколько ступеней выше, чем имеющаяся на станции «Десна-2», – делится впечатлениями Виталий Гавриленко. – Система Maximo обеспечит информационную прозрачность деятельности по ТОиР. С ее помощью специалисты станции получат доступ к актуальным данным о состоянии оборудования, планировании ремонтов и статусе их выполнения. В ней будет также формироваться плановая потребность в ремонтном персонале, материально-технических ресурсах, запасных частях. Эти данные, поступая в централизованную систему эксплуатирующей организации, помогут руководству концерна оценить потребность в деньгах на ТОиР и заложить их в бюджет нашего предприятия. Система Maximo отличается гибкостью: при необходимости для внесения в нее корректировок не потребуется перерабатывать программный код и привлекать программистов, на новой платформе внести изменения можно простым методом конфигурирования настроек.
Сейчас прототип АСУ ТОиР находится на стадии настроек: ведется устранение замечаний, сбор недостающих данных, формируются требования и предложения по корректировке методологии ее дальнейшего внедрения. В конце мая – начале июня 2015 года состоится презентация функциональных возможностей новой платформы. Затем, с учетом требований, выставленных членами рабочей группы и группы экспертов, последует поэтапная автоматизация всех процессов технического обслуживания и ремонта на Смоленской АЭС и тиражирование системы на другие станции России.
– Работая над прототипом автоматизированной системы ТОиР, мы вырабатываем живые требования к ее функционалу не только применительно для нашей станции, но и в целом для концерна, – говорит Виталий Владимирович. – Смоленская станция как флагман автоматизации управления техническим обслуживанием и ремонтом вырабатывает решения, которые лягут в основу для создания единой системы в концерне «Росэнергоатом»."