Завершена выгрузка ОЯТ из АПЛ К-162 "Золотая рыбка"

На судоремонтном заводе "Звёздочка" (г. Северодвинск) завершена выгрузка ОЯТ из утилизируемой АПЛ К-162.

Контракт на операцию по извлечению ОЯТ между заказчиком (АО «ФЦЯРБ») и исполнителем («ЦС «Звездочка») был подписан 22 мая 2013 года. Основными этапами работ по данному контракту были определены:

В сентябре 2014 года началась выгрузка ОЯТ из первого реактора, а уже в декабре территорию ОАО «ЦС «Звездочка» покинул первый спецэшелон, в вагонах которого в транспортных контейнерах размещалось отработавшее ядерное топливо.

18 марта 2015 года из своего штатного места была извлечена последняя кассета с отработавшим ядерным топливом, поставив тем самым точку на самом опасном этапе проекта.

Уникальность выгрузки заключалось в том, что реакторная установка этой АПЛ исполнена, в единственном варианте, также как и оборудование, предназначенное под выгрузку ОЯТ. После первой перезарядки в 1984 году прошло очень много времени. Часть оборудования пришлось восстанавливать и комплектовать по новой. Также и персонал, который ранее осуществлял перезарядку, ушел в «историю» и все нужно было начинать почти заново:

Необходимо отдать должное руководству предприятия за выполнение поставленной задачи: была решена очень серьезная проблема по ликвидации ядерно-опасного объекта на северо-западе России, решения которой ждали более 20 лет.

 

Загрузка контейнеров с ОЯТ АПЛ класса «Папа» в спецэшелон перед отправкой их на ПО «Маяк»

 

Уже в мае 2015 года вторая партия транспортных контейнеров с ОЯТ будет передана на ПО «Маяк». Радиоактивные отходы будут переработаны и размещены на безопасное хранение, а реакторный блок с выгруженным ОЯТ будет подготовлен к буксировке в пункт длительного хранения трехотсечных блоков в Мурманскую область. Непосредственно операцию по буксировке реакторного блока планируется осуществить в навигацию 2015 года.

Справка:
АПЛ К-162 была спущена на воду 21 декабря 1968 г. В1971 году в Белом море на мерной миле АПЛ обновила свой рекорд скорости до 44,7 узлов, что до настоящего времени является абсолютным рекордом скорости в подводном положении. К-162 находилась в строю Северного флота до 1988 г., после чего была выведена в резерв, а в дальнейшем передана на утилизацию. 23 июля 2009 года гражданский экипаж «ПО «Севмаш» передал подлодку экипажу «ЦС «Звездочка» для последующей утилизации.

Читать оригинал