Проблемы экологической безопасности на территории ХМАО-Югры вновь становятся предметом скандального разбирательства. Нарушения экологического законодательства в муниципальных образованиях региона надзорными органами фиксируются фактически еженедельно, однако ситуация продолжает усложняться в пределах нефтепромыслов. Прокуратура округа вскрыла использование предприятием «СП «МеКаМинефть» нелицензированных источников ионизирующего излучения при осуществлении гидроразрывных работ геофизиков на югорских месторождениях. В компании заверяют, что ситуацию готовы исправить в соответствии с законодательством РФ, обвиняют чиновников в неспешности лицензирования, претензий прокуроров не принимают, хотя в надзоре заявляют, что добьются от «МеКаМинефти» действий по радиационной безопасности и исполнения решения суда.
Природоохранная прокуратура ХМАО-Югры заявила о потенциальном загрязнении участков земель радиоактивными отходами. Проверка, проведенная силами сотрудников надзора, установила, что компания «МеКаМинефть» осуществляет хранение 10 радиационных источников с радионуклидом цезий-137 в ненадлежащем для этих целей месте. Хранилище отсутствует в лицензии на эксплуатацию радиационных источников. Кроме того, в течение длительного времени «МеКаМинефть» использовала для своих нужд 5 источников ионизирующего излучения, не предусмотренных имеющейся лицензией. Более того, компания по сей день не получила санитарно-эпидемиологического заключения на используемое в работе опасное оборудование.
«Оборудование такого рода должно использоваться со всей надлежащей осторожностью и с соблюдением всех необходимых предписаний, поскольку способно нанести значительный вред как окружающей среде, так и, собственно, контактирующим с ним работникам. Между тем радиационные источники хранятся ненадлежащим образом. Место хранения должно быть не только оборудовано под эти нужды, но и указываться в лицензии, чего в данном случае не было сделано. 5 источников предприятие использовало в работе на месторождениях практически нелегально. Лицензии на него у «МеКаМинефти» не было. Более того, в течение года компания так и не смогла получить соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение, без которого невозможно, в свою очередь, ни лицензирование, ни производственное использование оборудования, содержащего радионуклиды»,
– прокомментировал для «Правды УРФО» причины интереса природоохранного прокурорского ведомства к предприятию межрайонный прокурор Михаил Альшевский.
Между тем в самой «МеКаМинефти» с такой позицией не вполне согласны. Представители службы промышленной безопасности компании считают, что выявленные нарушения не могут спровоцировать серьезные последствия для окружающей среды. В качестве причины отсутствия разрешительных документов называются бюрократические проволочки.
«В прокуратуре несколько искажают факты даже в своей публикации на собственном сайте. Из нее следует, что у нас 15 источников, хотя у нас их всего 10, и лишь 5 из них не прописаны в лицензии. Вообще мы не обязательно должны использовать в своей работе все эти источники, наша деятельность не предполагает их постоянного использования. Тем не менее, мы уже направили заявление в Роспотребнадзор с целью получения СЭЗ на них. Проблема еще и в том, что мы не можем заранее получить СЭЗ по представленным документам. Нам надо сначала привезти эти источники, а потом уже получить разрешительные документы на них – заключение по результатам экспертизы, а потом внести их в лицензию. Используем мы радионуклиды, кстати, меньше года. Они у нас появились в августе. Что касается места их хранения, то в постановлении суда, которое нам выдали, вообще ничего про это не говорится. Поэтому претензии прокуратуры в данном контексте нам не вполне понятны. Сейчас мы, конечно, приостановили работу с ними»,
– заявили «Правде УРФО» по поводу ситуации с опасным оборудованием в «МеКаМинефти».
Эксперты не склонны столь же «легковесно» относиться к безалаберному использованию источников ионизирующего излучения. По их мнению, даже тот факт, что работа с радионуклидами в данном конкретном случае пока не привела к выявленным пагубным последствиям для населения, не позволяет пренебрегать исполнением нормативных актов.
«Те компании, которые работают с ними, понимают потенциальную угрозу. В первую очередь, это ОСПОРБ -99/2010 (Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности), оговаривающие все нормы использования таких объектов. В данном случае мы имеем дело с их прямым несоблюдением. Цезий-137 весьма опасный для человека и окружающей среды радионуклид. В наиболее опасных случаях его выбросы могут приводить к настоящим катастрофам, как, например, в 1957 году при аварии на Южном Урале. Облучение персонала может оказаться значительным, как и вред окружающей среде. Стоит учитывать, что это достаточно сильный техногенный гамма-источник. Например, потенциально опасными могут быть дефектоскопы, которые как раз часто используются в скважинах на месторождениях. Возможно, тут есть и нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.1 КоАП РФ об осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Такие случаи периодически фиксируются и нашей службой»,
– подробно рассказал «Правде УРФО» о возможных последствиях несанкционированного использования опасных источников эксперт надзорного ведомства по контролю за делящимися и радиоактивными материалами в регионах УрФО.
Другой аналитик склоняется к мнению, что должностные лица «МеКаМинефти», в первую очередь, нарушили технические требования. Риск реального заражения территории либо людей специалист не склонен преувеличивать, однако оговаривается, что ни в коем случае не разделяет позицию владельцев опасного оборудования относительно получения документов.
«По моему субъективному мнению, риск серьезного облучения людей в данном случае невелик, но он базируется, прежде всего, на том, что, как правило, с таким оборудованием не работают «случайные» люди. То есть опыт персонала предохраняет его от переоблучения. Однако это никак не оправдывает нарушения технических требований к лицензированию и хранению»,
– высказал свое видение ситуации эксперт в области радиационной безопасности, близкий к службе «Росатома» по утилизации радиоактивных отходов.
В настоящий момент источники ионизирующего излучения изъяты из производственного процесса и проходят экспертную оценку сотрудниками Роспотребнадзора. Хотя природоохранная прокуратура оставила за собой контроль над исполнением судебных предписаний.