Впервые в отечественной атомной энергетике в проекте сооружения Балтийской АЭС под Калининградом предложено участвовать частным инвесторам, в т.ч. иностранным.
Они могут получить до 49% в проекте. В настоящее время переговоры с потенциальными инвесторами продолжаются.
«Интер РАО» предложило Польше участвовать в финансировании строительства Балтийской АЭС, а также линий электропередачи для связей с энергосистемой Европы. До сих пор в качестве возможного участника проекта наряду с российской стороной рассматривалась только итальянская Enel. Эксперты считают, что Польше предложение России может быть интересно, но для принятия решения необходимо согласие Евросоюза.
Варшаве также представлен ряд других предложений по сотрудничеству в электроэнергетике: использование технических возможностей Польши по транспортировке энергии, продажа электроэнергии в Европе, а также строительство новой электростанции в Европе.
Сейчас переток электроэнергии из Калининградской области в Европу невозможен, так как энергосистемы не синхронизированы. Для их синхронизации необходимо построить так называемую вставку постоянного тока — преобразующую подстанцию, которая соединит две энергосистемы в одно целое. Аналогичный проект — энергомост LitPol Link, соединяющий Литву и Польшу, к 2015 году должен быть построен СП Lietuvos energija и польской PSE Operator, в нем предлагалось принять участие и «Интер РАО».
Но в российской компании говорят, что переговоры с Польшей предполагают строительство отдельной ЛЭП для БалтАЭС, не связанной с LitPol Link. Если в Варшаве решатся на строительство этого энергомоста, то Польша станет второй страной, согласившейся принять экспортные поставки с Балтийской АЭС. Ранее «Интер РАО» достигло принципиальных договоренностей с Литвой о перетоке 1 ГВт мощности со станции.
После 2015 года Прибалтика столкнется с энергодефицитом. Об этом, заявил заместитель гендиректора ОАО "Концерн Росэнергоатом" Сергей Бояркин. Вывод из эксплуатации Игналинской атомной станции года лишает Калининградскую энергосистему 1,35 млн. МВт. Треть электроэнергии, потребляемой Калининградской областью, поступала с этой АЭС. Теперь возникший дефицит покрывается за счет транзита через Литву электроэнергии атомной станции в Смоленске.
Но Литва, Латвия и Эстония подали коллективную заявку в UCTE - центральноевропейскую объединенную энергосистему с просьбой синхронизировать работу их энергосистем с европейской, что приведет к отделению этих энергосистем от российской. Когда это произойдет, Калининград может оказаться в энергетической блокаде, так как транзит электроэнергии из России через Литву станет невозможен.
В то же время, по мнению Сергея Бояркина, Польша, снабжающая сегодня электроэнергией, вырабатываемой угольными электростанциями, не только себя, но и север Германии, с 2015 года будет вынуждена выводить эти мощности из эксплуатации согласно обязательствам, взятым при подписании Киотского протокола о сокращении выбросов парниковых газов. Поэтому после 2015 года весь макрорегион может оказаться энергодефицитным.
Если Калининград попросит подключить его к европейской энергосистеме UCTI, то технической возможности для этого пока нет. Ведь при дефиците в энергосистеме мощности, подключение к ней еще одного крупного потребителя резко снижает системную надежность. Единственный способ, который позволит Калининграду интегрироваться в эту энергосистему – стать энергоизбыточным. Поэтому Балтийская станция строится для того, чтобы обеспечить энергобезопасность Калининграда и области, а также, чтобы снабжать электроэнергией сопредельные территории.