ОАО «ОКБМ-Африкантов» (входит в систему предприятий Росатома) выступило с предложением оптимизировать систему обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) судовых установок, полностью забрав эти функции из-под управления Военно-Морского флота.
Об этом говорится в докладе ОКБМ, озвученном в ходе V Международного ядерного форума «Безопасность ядерных технологий — стратегия и экономика безопасности» проходит в Санкт-Петербурге 30 сентября.
В докладе отмечается, что в ОКБМ многие годы действует лицензированный Рособрнадзором РФ центр подготовки специалистов по обращению с ядерным топливом. В настоящее время уже практически все стадии обращения с ЯТ проводятся подведомственными предприятиями Росатома. Исключение составляет только топливо ядерных энергетических установок ВМФ, обращение с которым после выгрузки из реакторов вплоть до отправки в переработку выполняется личным составом ВМФ или персоналом судоремонтных заводов.
Таким образом, наличие в системе нескольких нескольких самостоятельных исполнителей приводит к недостаточной согласованности их действий. Отмечается, в том числе, неэффективное обращения с топливом, отток кадров из-за уменьшения общего объема работ.
Как отмечается в докладе ОКБМ, обеспечить необходимый уровень ядерной и радиационной безопасности можно только создав единую систему обращения с ядерным топливом судовых реакторных установок.
Для этого необходимо передать функции по обращению с топливом в структуры Росатома на основании унификации транспортно-технологической схемы. Тогда ВМФ будет освобожден от несвойственных ему функций по обращению с ОЯТ. ОКБМ призывает также максимально использовать технологические возможности Атомфлота, а обучение персонала проводить в учебном центре ОКБМ.
Создание единой системы обращения с ЯТ судовых реакторных установок позволит, прежде всего, повысить ядерную и радиационную безопасность, минимизировать число географических пунктов и объектов, на которых осуществляется обращение с ЯТ, а также обеспечить работы высококвалифицированным персоналом.