Китай может объединить два своих топливных завода под крылом новой единой компании, утверждают источники.
Объединение не вызовет значительных трудностей и может состояться при определённых раскладах уже в этом году. Но китайские официальные лица воздерживаются от публичных подтверждений таких планов, хотя и признают, что в отрасли на сей счёт "циркулируют слухи".
Топливо для ядерных реакторов в Народной республике выпускают два предприятия. Наиболее известен завод "China Jianzhong Nuclear Fuel" (CJNF) в провинции Сичуань, отвечающий за легководное направление. Фабрикацию топлива для китайских CANDU производит завод "China North Nuclear Fuel" (CNNF) во Внутренней Монголии.
Завод компании CJNF в российской документации принято также обозначать как Ибиньский топливный завод.
На нём, в частности, ведётся выпуск топлива для АЭС "Тяньвань".
В 2008 году появились утверждения о том, что CNNF может наладить выпуск ТВС для реакторов AP-1000 или их китайских клонов. В прошлом месяце "Westinghouse" подтвердил, что новое производство будет создано к 2013 году в городе Баотоу (Baotou), относящемся к вотчине CNNF.
CNNF и CJNF имеют долгую историю, полную взлётов, падений и взаимного соперничества. Компании были основаны в 1956 и 1965 годах, соответственно, в интересах вооружённых сил. К началу широкомасштабного развития атомной энергетики в КНР, предприятия подошли в различном состоянии - если положение CJNF было устойчивым, то CNNF превратилась в убыточную фирму.
В 2002 году CNNF пустила линии для выпуска топливных элементов для реакторов CANDU. Созданные по канадской лицензии, линии обслуживают сегодня блоки "Циньшань-3-1" и "Циньшань-3-2". В 2005 году компания получила разрешение на строительство участка для фабрикации топлива для PWR. Первая продукция на участке выдана в 2010 году.
Ещё одно направление, за которое хотели бы взяться северяне - выпуск топлива для высокотемпературных реакторов. Соответствующий производственный участок с мощностью до 300 тысяч шаровых твэлов в год может войти в строй в этом году.