Министерство энергетики (DoE) США намерено внести модификации в проект завода по фабрикации MOX-топлива, который строится в Саванна-Ривер, сообщает "Augusta Chronicle".
В DoE хотели бы расширить круг потенциальных покупателей MOX-топлива. С этим, по мнению газеты, и связаны грядущие изменения в проекте завода.
В своём нынешнем виде, завод будет способен выпускать кассеты со смешанным уран-плутониевым топливом только для водо-водяных реакторов PWR под давлением. Министерство намерено расширить номенклатуру топлива за счёт водяных кипящих реакторов и реакторов "следующего поколения".
Внутренний документ с предложениями о внесении изменений был подготовлен в DoE 1 апреля текущего года, отмечает газета.
MOX-завод в Саванна-Ривер строится в соответствии с российско-американским соглашением об утилизации плутония, признанного избыточным для нужд национальной обороны. Россия и США должны переработать тем или иным способом по 34 тонны оружейного плутония.
В Соединённых Штатах для утилизации выбран путь использования плутония в топливе для тепловых энергетических реакторов. Так как атомные энергоблоки в США принадлежат частным компаниям, национальное управление по ядерной безопасности (NNSA) должно найти среди них клиентов и убедить их в целесообразности частичного перевода их реакторов на MOX.
При поиске клиентов NNSA столкнулось с трудностями. На сегодняшний день, "оценивают идею" перехода на MOX только две компании - энергетический гигант TVA и небольшая энергетическая компания из Ричланда. Формальных юридически обязывающих соглашений с ними не подписано.
Эксплуатирующие организации, которым принадлежат ближайшие к MOX-заводу атомные станции, заявили, что не собираются использовать MOX-топливо.
Внесение изменений в проектную документацию и расширение возможностей MOX-завода должно, по идее, облегчить поиск заказчиков на его продукцию.
"С целью помочь обеспечить использование MOX-топлива в энергетических реакторов, что позволит превратить плутоний в непригодный для использования в ядерном оружии, DoE и компания "Shaw-Areva MOX Services" нуждаются в технических возможностях производить топливо для различных типов реакторных технологий, которые присутствуют в атомном парке США, а также в придании гибкости процессам фабрикации топлива для выпуска топлива для следующего поколения реакторов", - говорится во внутреннем документе DoE.
Необходимые модификации затронут технологические линии завода, эксплуатационные процедуры, количество и вместимость хранилищ, и так далее. Но они не должны сказаться ни на экологических, ни на безопасностных характеристиках объекта, считают авторы предложения.
В любом случае, изменения следует вносить до того, как будет закончена финальная редакция ОВОС для MOX-завода, то есть, до начала 2012 года.
Критики MOX-программы отмечают, что переделка документации приведёт к дальнейшей эскалации цены всего проекта, которая на сегодняшний день составляет 4,86 миллиардов долларов.
Стоимость завода действительно неоднократно возрастала. В 2004 году предполагалось, что объект можно построить за 1,6 миллиарда долларов. Официальная оценка сметы на сегодняшний день - 4,86 миллиардов. Независимые наблюдатели утверждают, что на нужды завода потрачено более 3 миллиардов долларов, при том, что выполнено только 36% работ.
В пресс-службе NNSA признают, что в проект MOX-завода будут внесены "минимальные изменения" и считают, что они слабо повлияют как на стоимость, так и на график сооружения объекта. Точной информации управление пока не называет.
Использование MOX-топлива в легководных реакторах является новым опытом для Соединённых Штатов. В промышленных масштабах MOX-сборки начнут загружаться в активные зоны американских реакторов в 2018 году. При их изготовлении будет использоваться оружейный плутоний, признанный избыточным для нужд национальной безопасности страны.
Всего в период с 2018 по 2033 годы в США будет выпущено 1700 MOX-кассет. Их производство будет вестись на MOX-заводе MFFF в Саванна-Ривер, строящемся по французской технологии. Среди потенциальных покупателей MOX-топлива называются компании TVA и "Energy Northwest".