Не секрет, что на фоне недавней трагедии на Фукусиме мировое общественное мнение вновь всерьез обеспокоено рисками, связанными со строительством и функционированием атомных электростанций. По планете прокатилась волна демонстраций, призывающих навсегда сказать "нет" новым АЭС.
В Турции многие экологические организации также активно призывают правительство отказаться от сооружения российской АЭС на побережье Средиземного моря в районе Аккую, объясняя это повышенной сейсмической опасностью выбранной площадки, а также неуверенностью в российских атомных технологиях.
Убедить общественное мнение Турции в безосновательности таких опасений стало целью развернутой презентации проекта российской атомной электростанции под названием "АЭС Аккую. Система безопасности", для участия в которой в Стамбул прилетел директор департамента управления проектами Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Сергей Бояркин, а также генеральный директор компании "Аккую" Александр Суперфин.
Специалист по проектированию АЭС, Бояркин представил на суд турецкой общественности концепцию безопасности российских атомных электростанций, сооружаемых нашими атомщиками не только в России, но и в Китае, Индии и Болгарии.
Среди основных принципов обеспечения безопасности будущей АЭС в Аккую, перечисленных российским специалистом, фигурируют глубоко эшелонированная защита реактора, 4 барьера безопасности, препятствующих выходу радиации наружу, наличие пассивных систем, работающих без электричества, а также культура безопасности на всех этапах, от проектирования до эксплуатации АЭС. Всего этого, по его словам, не было на японской АЭС, построенной более пятидесяти лет назад по проекту американской компании "Дженерал электрик".
По словам Бояркина, после аварии на Фукусиме требования МАГАТЭ, предъявляемые к безопасности АЭС, будут, безусловно, серьезно ужесточены. Однако российский ученый уверен, что после страшной трагедии на Чернобыльской АЭС, произошедшей в нашей стране 25 лет назад, требования к атомной безопасности в России являются самыми жесткими в мире.
В силу повышенных мер безопасности, заложенных в стоимость будущей АЭС, российский проект не является самым дешевым на фоне конкурентов. Однако российский атомщик уверен, что не стоит экономить на безопасности. "При строительстве АЭС много безопасности не бывает", - подчеркнул Бояркин.
На вопрос "РГ" о реальных сроках претворения российского проекта в жизнь ответил генеральный директор компании "Аккую" Александр Суперфин.
- Сейчас идет плотная работа с регулирующими органами Турции. Уже начался процесс передачи земельного участка. Полномасштабное строительство АЭС мы сумеем начать лишь после того, как получим от турецкой стороны все необходимые лицензии и разрешения. Ориентировочно, это может занять от одного до полутора лет.