На борту атомного ледокола «Ямал», который в ночь на 9 августа миновал пролив Шакальского и вышел в море Лаптевых, продолжает работу международная конференция «Северным морским путем к стратегической стабильности и равноправному партнерству в Арктике». Примечательно, что курс ледокола реально проложен по Севморпути, а участники этого уникального мероприятия имеют возможность близко познакомиться с обстановкой в морях российской Арктики. Начавшись в Баренцевом море, конференция продолжила свою работу в Карском, завершающий же этап пройдет в море Лаптевых.
Поскольку организатором конференции выступает российская сторона, то и основная тематика докладов, выступлений, дискуссий лежит в плоскости наших предложений по совместному освоению арктических кладовых и вопросов организации регулярного транспортного коридора из Европы в Азию. Пока потенциальные западные партнеры еще с опаской присматриваются к возможностям Севморпути, российские судоходные компании уже активно начинают здесь свою деятельность.
"Именно наличие у России атомных ледоколов является залогом успешного движения по пути увеличения тоннажа перевозимых через Арктику грузов, - отметил первый заместитель гендиректора Госкорпорации «Росатом» Иван Каменских.- По большому счету, нам не важно, кому будут принадлежать суда, которые здесь пойдут, выгоду получат все. Для наглядности приведу такой пример: проводка тонны груза через Суэцкий канал сегодня обходится фрахтователю в 3,5-4 доллара, а через Севморпуть – около пяти. Но за счет существенного сокращения сроков плавания, а это от 10-15 до 25 суток в зависимости от портов отправления и назначения, транспортировка груза по северному коридору приносит весьма ощутимую экономию средств".
Много внимания уделяется на конференции и освоению природных запасов Арктики. И здесь позиция российской стороны носит максимально открытый характер. Иностранные участники получили богатую пищу для размышления, познакомившись с информацией, касающейся реально разведанных запасов углеводородов, редкоземельных металлов. Арктические кладовые ждут своего часа, и мы приглашаем к их совместному освоению любых заинтересованных инвесторов, и в первую очередь – партнеров по Арктическому совету.