Произошедшее вчера выделение газа ксенона на втором реакторе аварийной АЭС "Фукусима-1" было связано не с неконтролируемой цепной реакцией, а с так называемым естественным делением радиоактивных элементов, которое при определенных условиях происходит и в природе. Об этом сообщил сегодня оператор станции – крупнейшая в Японии энергетическая компания "Токио электрик пауэр" (ТЭПКО).
Выделение ксенона, крайне редко встречающегося в естественных условиях, чаще всего расценивают как признак неконтролируемой цепной ядерной реакции, включая ядерный взрыв. Однако, как заявил представитель ТЭПКО, вчерашний инцидент был связан с естественным делением кюрия-242 и кюрия-244, которые присутствуют в расплавившемся радиоактивном топливе внутри реактора. При неконтролируемой ядерной реакции ксенона выделилось бы примерно в 10 тысяч раз больше, утверждает ТЭПКО. Она отмечает также, что во втором реакторе не отмечено повышения температуры, давления или радиационного фона.
Компания ТЭПКО в связи с этим подтвердила, что все три поврежденных реактора АЭС находятся в стабильном состоянии и приближаются к так называемой холодной остановке.
Признаки неконтролируемой реакции деления на втором реакторе были отмечены при анализе взятых там во вторник проб воздуха. В них было выявлено наличие изотопов ксенона-133 и ксенона-135. Однако этого газа в образцах воздуха содержалось крайне мало, и эксперты даже поначалу не исключали, что при первом анализе могла быть допущена ошибка. Тем не менее, для подавления возможной ядерной реакции во второй реактор в среду начали закачивать воду с борной кислотой.
В втором реакторе, так же, как в первом и третьем, еще на начальном этапе аварии на АЭС "Фукусима-1" произошло расплавление ядерного топлива. Оно находится на дне реактора и могло прожечь его корпус и частично попасть в пределы внешней защитной оболочки