Сотрудник комиссии по ядерному регулированию (NRC) США, отвечавший в Японии за сбор информации о первых днях аварии на АЭС "Фукусима Дайичи", подтвердил, что передавал в Вашингтон предупреждение о возможном полном осушении бассейнов выдержки.
16 марта 2011 года NRC выдала рекомендацию американским гражданам не приближаться к аварийной станции на расстояние менее 50 миль. Рекомендация была выдана в предположении о полной потере воды в бассейнах выдержки аварийных блоков. Японское правительство категорически не согласилось с выводами американцев.
В июне 2011 года NRC приняла доводы японских атомщиков о том, что вода в БВ-4 сохранялась весь период аварии. Таким образом, рекомендация от 16 марта оказалась фактически дезавуированной.
В интервью агентству "Associated Press" сотрудник NRC Чарльз Касто, в момент аварии прикомандированный к посольству США в Токио, пояснил, на основании чего делались мартовские заключения о состоянии бассейнов. По словам Касто, он и его команда работали в условиях "тумана войны". Наибольшее беспокойство у них вызывало состояние БВ четвёртого блока, в котором находилось более всего топлива, и оно было наиболее горячим.
Не имея достоверной информации от измерительной аппаратуры станции, американские регуляторы были вынуждены выносить заключения по косвенным признакам. Массивные повреждения на станции, всплески в мощностях дозы около четвёртого блока и столбы водяного пара стали основанием для вердикта о полном опустошении БВ-4.
"Существовала вероятность, что они (бассейны) могут быть пустыми. Не было неразумным также предполагать повреждения стенок бассейнов", - сказал Касто.
В первые дни аварии большая часть киповской аппаратуры на станции вышла из строя, а по показаниям оставшихся датчиков были сомнения в их правдивости. По этой причине, Касто и коллеги опирались на данные о радиационной обстановке, собранные американскими военными.
С большим вниманием они отсматривали также снимки повреждений на блоках: "Вы видите все эти повреждения, и вы думаете - возможно, повреждён также и бассейн".
Американцы знали, что никто не подливал воду в бассейны за первые трое-четверо суток после начала аварии. Кадры с БПЛА и телевизионных камер показывали, что в окрестностях БВ-4 поднимается белый дым, предположительно - пар. Касто и коллеги интерпретировали это как доказательство кипения в бассейне.
"Затем внезапно белый дым исчез", - говорит Касто.
С Фукусимы приходили известия о высоком фоне, исходящем от обломков между третьим и четвёртым блоками. Касто предполагал, что это может свидетельствовать о разбросе повреждённого топлива по площадке.
"Вы складываете все эти свидетельства вместе, и вы говорите - мы обеспокоены тем, что в бассейнах выдержки может не быть воды", - сказал Касто.
Часть поступающей информации вызывала горячие споры. Так, японская сторона пригласила Касто в кризисный центр, где ему показали запись, снятую с вертолёта над четвёртым блоком. Японцы обратили внимание Касто - в верхней части здания наблюдается эффект отражения света, что говорит о присутствии воды в бассейне.
"Но я не смог увидеть в записи этот эффект", - говорит американец.
Комментируя другие опасения, которые были у американской команды в Токио, сотрудник NRC напомнил об афтершоках, способных вызвать новое цунами и ещё больше осложнить обстановку на аварийной площадке.