"Росатом" может впервые согласиться на вхождение Китая в свой зарубежный проект: банки КНР готовы обеспечить более 50% финансирования строительства новой АЭС в Иордании стоимостью около $10 млрд. Китайцы получат в ней 30% и контракты на поставки неядерного оборудования, "Росатом" останется генподрядчиком и поставщиком реактора. Для госкорпорации обращение за помощью к Китаю, видимо, вынужденная мера: до сих пор ему удавалось находить поддержку в бюджете РФ или ФНБ, но их возможности стремительно исчерпываются.
Китай может присоединиться к проекту "Росатома" по строительству АЭС в Иордании, сообщил вчера глава комиссии по атомной энергии Иордании Халед Тукан.
"Мы вступили в переговоры с Китаем — с банками, финансовыми институтами — о предоставлении кредита на льготных условиях,— сказал он.— В обмен китайцы получат долю в проекте". По его словам, Китай будет принимать участие исключительно в неядерной части проекта (все за пределами реакторного зала) и "профинансирует все эти работы, а может быть, и сверх того".
Китайские компании во главе с Национальной ядерной корпорацией Китая (CNNC) смогут поставлять оборудование для неядерной части, CNNC выступит в качестве субподрядчика, пояснил господин Тукан (EPC-подрядчик АЭС и поставщик "ядерного острова" — входящий в "Росатом" "Атомстройэкспорт").
В части финансирования с китайской стороны ведущим банком будет ICBC, который может привлечь другие финансовые институты. Китай готов профинансировать более 50% затрат по проекту (всего стоимость двухблочной АЭС — $10 млрд), говорит господин Тукан, но "российская сторона хочет увеличения доли финансирования со стороны Китая", Иордания выступает сейчас медиатором между сторонами. В "Росатоме" комментировать эту информацию отказались.
"Росатом" выиграл контракт на строительство первой АЭС в Иордании мощностью 2 ГВт в конце 2013 года. Предполагалось, что Иордания сохранит за собой 51% в проекте, а "Росатому" достанется 49%. В случае вхождения в проект Китая акционерная структура поменяется: КНР, говорит господин Тукан, получит 30% в проекте, а по 35% останутся у Иордании и России. К концу года, надеется он, стороны заключат соглашения о коммерческом партнерстве и субподряде.
Финансовая поддержка считается одним из козырей "Росатома", который считает рост портфеля зарубежных заказов одной из ключевых целей. Обычно в роли донора выступал бюджет РФ, выделявший деньги либо напрямую (АЭС "Аккую" в Турции), либо через госкредит (например, на АЭС в Белоруссии). Но возможности бюджета явно небезграничны, а последняя попытка договориться о выделении российского госкредита на строительство первой АЭС в Египте в августе провалилась (см. "Ъ" от 27 августа). По данным источника "Ъ", Каир хотел взять средства в валюте под 2% годовых, что категорически не устроило Москву.
Уже на выкуп в 2014 году 34% в финском проекте АЭС "Ханхикиви-1" средства (до 150 млрд руб.) пришлось брать в ФНБ, а в июне первый заместитель главы госкорпорации Николай Соломон заявил, что проектами "Росатома" интересуются китайские банки и госкомпании, не рассказав подробностей. Пока сотрудничество ограничивалось проектами в КНР — строительством Тяньваньской АЭС на средства госкомпании CNNC, закупкой в РФ центрифуг для обогащения урана (также идут переговоры с КНР по СП для производства плавучих АЭС). В проекты "Росатома" в других странах китайские инвесторы пока не вкладывались.