Поселок Котельский Кингисеппского района Ленинградской области. На заснеженной центральной площади расположились торговцы одеждой, кухонной утварью и бытовыми мелочами. Рядом – неприметное здание с электронным табло. Это один из 17 стационарных постов автоматической системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) в районе действующей Ленинградской АЭС. Сейчас радиационный фон составляет 0,15 микрозиверта в час (мкЗв/ч). Все в норме.
На крыше Дома культуры поселка размещена радиопередающая антенна, в помещении здания находится другое оборудование, которое собирает информацию и передает на центральный пост АСКРО в Сосновый Бор. Все это происходит в автоматическом режиме.
Информация о радиационном фоне по спутнику поступает на ЛАЭС, в администрацию Соснового Бора, специальные аварийно-технические центры «Росатома» в Москве и Петербурге, а также в государственный надзорный орган радиационной и ядерной безопасности Финляндии STUK. Если что-то будет не так, об этом сразу узнают во всем мире.
«Элементы АСКРО размещаются в населенных местах: бывших сельсоветах, магазинах, зданиях почты, в воинской части»,
– пояснил корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» ведущий инженер системы Анатолий Заев. Если аппаратура выйдет из строя, информация об этом немедленно поступает на центральный пульт в Сосновом Бору, а на замену сломавшегося оборудования выезжает бригада. Помимо Котельского измерительные посты АСКРО находятся на площадке ЛАЭС и в ряде других населенных пунктов Ломоносовского и Кингисеппского районов области.
Местные жители знают, что находится в ящиках с антеннами. Но, несмотря на показатели электронных табло, почему-то не слишком верят приборам.
Некоторые из них вооружились дозиметрами. Однако специалисты в области атомной энергетики даже радиофобам не рекомендует ходить в продуктовый магазин с дозиметром.
«Это бесполезно, ведь неясно, что именно вы измеряете: стол, стоящий рядом, или интересующее вас яблоко. Для этого существует более точный прибор – гамма-спектрометр, с которым вы будете уверены в том, что проверили именно ваш фрукт»,
– рассказывает начальник лаборатории внешней дозиметрии отдела радиационной безопасности ЛАЭС Сергей Степанов.
Он занимается вопросами радиационной безопасности больше 20 лет. В его правой руке – металлический предмет, похожий на ствол оружия, – детектор, в правой – сам дозиметр. Мы находимся на полпути между действующей станцией и строящейся. Прибор показывает 0,13 микрозиверта в час, а «бытовой» дозиметр нашего коллеги и того меньше – 0,11 микрозиверта в час. Это соответствует норме. На территории самой ЛАЭС показания примерно такие же.
АСКРО – это часть Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки, которой занимается Росгидромет. Система работает более двадцати лет, и все это время вокруг каждой из 10 действующих российских АЭС и вокруг каждого объекта на территории России, имеющего дело с атомной энергетикой, постоянно проводятся замеры.
У ЛАЭС, пожалуй, самая обширная система АСКРО в стране. Первоначально располагаться такие пункты должны были в 30-километровой зоне (измеряемой по прямой) от станции. Позже ученые сделали перерасчет, и расстояние сократилось до 17 км. Но к этому времени посты в Ленобласти уже работали не один десяток лет, поэтому все осталось на своих местах.
В окрестностях ЛАЭС проводится регулярный контроль радиоактивности элементов экосистем (приземного слоя воздуха, осадков, почвы, воды, растений, продуктов питания, даже опавшей листвы). Результаты измерений показывают, что вклад техногенных изотопов, выбрасываемых АЭС, составляет менее 1% от природного радиационного фона.
«Я работаю здесь с 2002 года и с этих пор никаких предельных отклонений в сбросных водах, продуктах питания в зоне наблюдения не замечал»,
– рассказывает инженер по радиометрии лаборатории в центральном пункте АСКРО Евгений Ворович. Он демонстрирует радиометр альфа-бета-излучения.
Возьмем обычного петербуржца. Допустим, за год он хоть раз делал рентген, флюорографию или компьютерную томографию и летал на самолете 10 часов. Если человек выкуривает за день пачку сигарет или был в отпуске в горах, то за 12 месяцев его эффективная доза (это величина используется для оценки действия радиации на организм) составила 7,19 миллизиверта. Это примерно вдвое больше, чем в среднем по России. Для сравнения: средняя годовая доза жителей соседней Финляндии (только от природных источников излучения) – 8 миллизиверт.
«Для конкретной местности значение природного радиационного фона может незначительно колебаться в зависимости от времени суток, метеорологических условий, сезона, состава грунта и т. п., – поясняют в пресс-службе ЛАЭС. – Приборы, измеряющие радиационный фон, очень чувствительны. Любое превышение над естественным фоном будет зарегистрировано задолго до того, как значения мощности дозы могут оказать какое-либо влияние на здоровье людей».
Риск для здоровья человека возникает, когда показания датчиков АСКРО превышают типичные уровни природного радиационного фона в тысячи раз. Дозы, при которых необходимо принимать меры защиты людей, начинаются от 100 мЗв. Ее можно набрать за сутки, если фон превышает нормальное значение примерно в 40 тысяч раз.
С данными, собранными АСКРО, в режиме онлайн может ознакомиться любой желающий на сайте russianatom.ru. Более того, на этом сайте можно протестировать персональный счетчик радиации. Он поможет узнать дозу, полученную человеком за год от природных, техногенных и медицинских источников радиации.