Несмотря на экономические сложности, Военно-морской флот не планирует сокращать программу строительства боевых кораблей. Номенклатура и объем сохранятся в прежнем объеме, что же касается следующей программы, рассчитанной на период до 2050 года, то по ней окончательного решения нет. Об этом «Известиям» заявил замглавкома ВМФ по вооружениям вице-адмирал Виктор Бурсук во время посещения Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге в канун Дня ВМФ.
— Есть несколько вариантов реализации перспективной программы, но окончательного решения по новой программе строительства флота Верховным главнокомандующим не принято,
— уточнил Бурсук.
При этом основные интересы военных более-менее понятны: это строительство перспективного атомного эсминца «Лидер», авианосца «Шторм», больших десантных вертолетоносцев типа «Лавина». Внедрение новых технологий: воздухонезависимых энергетических установок для неатомных подводных лодок, преобразователей и накопителей энергии, а также переход на электрическое движение.
— Это не просто модели или аванпроекты, — прокомментировал ситуацию «Известиям» исполнительный директор ФГУП «Крыловский научный центр» Михаил Загородников. — Это полноценные разработки. По каждой из них мы можем с точностью сказать, какие на ней будут стоять системы, оборудование, вооружение. Сколько времени займет, например, высадка людей и техники с аппарели десантного вертолетоносца и т.д. Всё это сложные вопросы, требующие глубокой проработки и согласования с заказчиками.
Как отмечают в Крыловском центре, будущее флота формируется сегодня. Один из важнейших векторов — переход на воздухонезависимые энергетические установки и электрическое движение. Первую «независимую» от воздуха энергетическую установку планируют создать уже через два-три года. Ее появление позволит субмаринам не всплывать на поверхность при движении с использованием дизельных двигателей. Это позволит увеличить скрытность и автономность дизель-электрических субмарин в море. Первыми такую систему получат новые подводные лодки проекта 677 «Лада», которые придут на смену поступающим сегодня на флот ПЛ 636.3 проекта типа «Варшавянка».
Электрическое движение — это создание кораблей с новыми боевыми возможностями. Например, сегодня подобные установки ставятся на все ледоколы. Как объяснил «Известиям» гендиректор — главный конструктор «ЦКБ «Айсберг» (входит в ФГУП «Крыловский государственный научный центр) Александр Рыжков, это позволяет строить корабли без «силовой линии» — системы валов, связывающих главную энергетическую установку и гребной винт. Это не только экономит энергию, но и при работе во льдах защищает систему от перегрузок, связанных с попаданием ледяной крошки в винтовую группу.
Военная перспектива этой технологии — создание полностью электрических совершенно бесшумных субмарин. Элементы этих технологий уже реализованы в конструкции многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 типа «Ясень». Головная субмарина проекта «Северодвинск» получила вспомогательную электрическую двигательную установку, позволяющую ей на малых скоростях практически растворяться в морских глубинах. Шестой корабль серии — «Пермь» — в воскресенье заложили в Северодвинске.
В области надводного кораблестроения таким проектом станет новый атомный эсминец проекта 23560 «Лидер». Корабль выполнен в рамках концепции «Стелс»: рубленные линии корпуса, надстроек, всё вооружение убрано внутрь. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, благодаря атомной энергетической установке корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане. Сегодня такой корабль в составе ВМФ только один — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Автономность семейства эсминцев типа «Лидер» будет ограничена только физическими возможностями экипажей.
При этом, как отмечают специалисты, мощность атомной энергетической установки «Лидера» будет сопоставимой с аналогичной на самом современном американском эсминце Zumwalt. Большая энерговооруженность реактора позволит, как и в случае с американцем, в перспективе установить на корабле оружие, работающее на новых физических принципах. Например, лазерные или электромагнитные пушки.
По словам вице-адмирала Виктора Бурсука, в следующем году начнется проектирование и нового большого десантного вертолетоносца. Будет ли это «Лавина» — российский аналог французских «Мистралей», корабля, способного доставить к берегу несколько десятков ударных вертолетов Ка-52К, 60 единиц легкой бронетехники и не менее 20–30 основных боевых танков или какой-то иной проект, Бурсук уточнять не стал. Так же как говорить и про новый авианосец.
— Проект «Шторм» полностью готов, — рассказал «Известиям» главный разработчик проекта Валентин Белоненко. — Но из-за длительных сроков строительства требует доработки с учетом тех задач, которые будут стоять перед флотом в перспективе. Мы не должны строить «безопасные» для противника корабли.