Иран намерен сохранить у себя производство тяжёлой воды, однако в будущем планирует переориентировать его на неядерные применения, так как не собирается строить новых тяжеловодных реакторов.
Возможности Ирана в тяжеловодном производстве обсуждались на круглом столе, прошедшем в рамках 60-ой сессии генеральной конференции МАГАТЭ в Вене в конце сентября 2016 года.
Вице-президент AEOI Бехруз Камальванди напомнил присутствующим, что программа развития атомной отрасли в Иране была принята ещё при шахском режиме.
После революции 1978-1979 годов сотрудничество с европейскими странами было свёрнуто. С Россией было заключено соглашение по достройке Бушерской АЭС, а вот работы по тяжёловодному направлению Иран продолжил самостоятельно.
Затянувшийся на более чем десятилетие конфликт вокруг ядерной программы Ирана завершился принятием так называемого совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), в соответствии с которым на Иран были наложены определённые ограничения в обмен на снятие части санкций.
По тяжеловодному направлению Иран согласился с тем, что в течение 15 лет не станет строить новых тяжеловодных реакторов.
В ходе дискуссии на круглом столе иранские представители предположили, что новых реакторов подобного типа в стране не появится и по окончанию срока ограничения, так как Иран полностью переориентируется на легководники.
Ограничение сверху наложено и на общее количество тяжёлой воды реакторного качества (чистота более 99,75%) - оно не может превышать 130 тонн. Данная величина учитывает все основные потребности Ирана, включая потребности реактора IR-40, критсборки нулевой мощности, а также потребности для неядерных применений.
Тяжёлая вода сверх оговорённого в СВПД предела должна экспортироваться за рубеж. Первые две сделки по продаже D2O реакторного качества уже завершены.
Соединённые Штаты приобрели у Ирана 32 тонны тяжёлой воды. Вторым покупателем выступила Россия, в два приёма перевёзшая на свою территорию 38 тонн тяжёлой воды.
Производство тяжёлой воды в Иране не приостановлено, и покупатели не всегда смогут вовремя вывозить из Ирана её излишки.
По той информации, что удалось получить электронному изданию AtomInfo.Ru, с целью не допустить невольного нарушения Тегераном условий СВПД иранской стороне разрешено использовать Оман как место хранения ещё не выкупленных излишков.
Помимо экспорта собственно тяжёлой воды, иранские атомщики задумываются и о производстве на её основе продукции для народного хозяйства, в первую очередь, для медицины.
В 1998 году под эгидой AEOI была создана компания "Mesbah Energy Company", отвечающая за производство тяжёлой воды реакторного качества. В 2007 году завод под Араком начал свою работу, и сегодня его производительность составляет до 20 тонн/год.
Компания "Mesbah Energy Company" решает сейчас две задачи. Первая связана с повышением качества выпускаемой на заводе под Араком тяжёлой воды до уровня чистоты 99,8%. Вторая - организация производства продукции на основе тяжёлой воды для неядерных применений.
Представители компании, выступившие на круглом столе в МАГАТЭ, полагают, что обе задачи им по силам, и видят для неядерных применений тяжёлой воды хорошие перспективы в Иране и за рубежом.