Водолазные работы ведутся на Калининской АЭС еще со времен ее строительства. В разное время их выполняли и работники станции, и сотрудники подрядных организаций. С 2009 года такого рода деятельность на станции осуществляется ООО «Управление подводно-технических работ» из города Волжский Волгоградской области.
На данный момент на Калининской АЭС трудятся водолазы 2-го класса Антон Чернов и Андрей Павлов, водолаз 3-го класса Андрей Терещенко, возглавляет водолазную службу водолаз 1-го (высшего) класса Вячеслав Щеглов. В их ведении – сооружения и оборудование Калининской АЭС, которые находятся под водой. Это весь комплекс гидротехнических сооружений, куда входят блочные насосные станции, системы обеспечения безопасности, насосные градирни, перепадные сооружения, дамбы, мосты и т.д., а также рыбозащитные устройства «Пирс», «Пескарик» и многое другое. «Где вода – там мы» – так сами водолазы описывают свою сферу ответственности.
Один из фронтов деятельности водолазов – помощь атомной станции в борьбе с дрейссеной и в ликвидации последствий ее вторжения. Несмотря на химические и механические средства защиты, коварный моллюск умудряется оккупировать подводные территории, нанося вред оборудованию. Водолазы ведут «войну» с ним практически голыми руками, хоть и в гидрокостюмах. Так, например, вручную убирают с ГТС ракушку и другие донные отложения. Сейчас такая работа проводится на аванкамерах БНС-2 в рамках ПСЭ второго энергоблока.
Помимо ЦГТС водолазы сотрудничают со службой безопасности КАЭС, воинской частью №3679.
– Хотя это не наша специфика, у многих ребят есть и саперная специализация, – рассказывает Вячеслав Щеглов. – Вообще, водолазы бывают гражданскими и военными. Гражданские имеют три группы специализации. Специалисты 1 и 2-й групп (так называемые водолазы-техники) заняты на работах промышленного, строительного, ремонтного, научно-исследовательского характера. Они обследуют, поднимают и разгружают затонувшие суда, участвуют в строительстве и ремонте подводных частей сооружений, прокладывают трубопроводы и кабели, расчищают акватории от препятствий, обслуживают научные исследования и многое другое. Чтобы стать водолазом этих специализаций, поступать в морскую школу нужно, уже имея среднее специальное образование, например, сварщика, электрика. Водолазы 3-й (низшей) группы проводят спасательные работы с оказанием первой доврачебной помощи, для этого при поступлении базовое образование им не нужно.
Водолазы, работающие на КАЭС, имеют первые две группы специализации. Сам Вячеслав Юрьевич пришел в эту сферу сразу после армии, где служил в разведке, и на данный момент отдал водолазному делу уже 34 года. Ему присвоен высший водолазный класс – первый. Давно перешагнуло за 10 тысяч количество часов, проведенных им под водой. Для сравнения: чтобы получить второй класс (третий присваивается новичкам), после обучения нужно пробыть под водой в общей сложности тысячу часов. Хочется написать – всего, но попробуйте нанырять эту тысячу…
При слове «водолаз» в мыслях невольно возникает образ романтика с аквалангом, рассекающего синюю прозрачную даль в поисках затонувших кладов в окружении веселых рыбок.
«Не путайте нас с дайверами. У промышленных водолазов все совсем не так романтично», – поправляет начальник водолазной службы. И объясняет почему: «Вода в озерах Песьво и Удомля достаточно мутная. Максимальная глубина в озерах – более 30 метров, на ГТС – 12 метров, темно становится уже на шести. И тут уже не важно – открыты у тебя глаза или закрыты. Фонарь тоже не помогает. Работать приходится, по сути, на ощупь».
Порой водолазов подстерегают неприятные сюрпризы: брошенная в воду проволока, стекло, расставленные браконьерами сети. И все это – в условиях, когда без снаряжения не вдохнуть из-за давления воды при погружении всего на 1 метр, а на 10 метрах глубины внешнее давление на человека составляет две атмосферы. При работах, требующих длительного пребывания под водой, таких, как бетонирование, разработка грунтов и прочее, добавляется еще и вес костюма – порой до 100 кг – и оборудования.
Все эти экстремальные факторы требуют от водолазов спокойствия, выдержки, холодного рассудка. «Характер нордический» – это про них, ведь самая страшная опасность, которая подстерегает под водой, – не давление, переохлаждение или темнота, а паника. В состоянии эмоциональной растерянности легко принять неверное решение, а самое главное – запас воздуха расходуется быстрее.
«Так что крепкие нервы, как и в целом крепкое здоровье, в нашем деле ключевые ресурсы, – опытный «дноходец» Вячеслав Юрьевич знает, о чем говорит. – И ни в коем случае нельзя пренебрегать культурой безопасности. Несмотря на то, что водолаза всегда контролируют его страхующий и обеспечивающий напарники, осмотр оборудования и снаряжения ежедневно и периодически по регламенту, соблюдение правил техники безопасности обязательны. Водолазы ежегодно проходят медицинскую комиссию, а также сдают экзамены для подтверждения или повышения водолазной квалификации».
Вот такие суровые профессионалы обеспечивают «подводную» часть эксплуатации Калининской АЭС. Погружаясь в озера-охладители, они день за днем вовлекаются в водоворот кипучей производственной деятельности КАЭС, где есть место и регламентным работам, и масштабным отраслевым проектам. Обслуживая шлюзы, насосы, затворы, шандоры, водоводы Калининской АЭС, водолазы работают четко и слаженно, используя как научные знания подводного дела, так и собственный практический опыт. И если сначала эта профессия применительно к АЭС кажется несколько неожиданной, то при ближайшем рассмотрении их вклад в эффективность, безопасность и надежность станции становится очевиден.