Общероссийская общественная организация «Социально-экологический союз» (РСоЭС) обратилась к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с предложением внести изменения в федеральный закон об обращении с радиоактивными отходами (РАО) и изменить статус Национального оператора по обращению с РАО, выведя его из структуры госкорпорации «Росатом». Аппарат правительства в ответ переадресовал предложение экологов в саму госкорпорацию.
На недавней конференции РСоЭС в Санкт-Петербурге российские экологи приняли специальное обращение в адрес премьер-министра страны с предложением создать более благоприятные условия для вовлечения всех заинтересованных сторон в процесс обсуждения и принятия социально и экологически значимых решений, касающихся вопросов и проектов, связанных с обращением и размещением радиоактивных отходов.
В частности, РСоЭС считает, что действующие в настоящее время положения, регламентирующие общественное участие в процессе оценки воздействия на окружающую среду, требуют особого подхода в отношении вопросов и проектов, связанных с обращением с радиоактивными отходами. Соответственно, экологи предложили дополнить федеральный закон «Об обращении с РАО и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» специальным разделом, предполагающим более широкое участие общественности в принятии экологически значимых решений, касающихся вопросов обращения и размещения радиоактивных отходов.
Также РСоЭС предложил повысить статус Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, выведя его из структуры госкорпорации «Росатом» и подчинив непосредственно правительству, чтобы обеспечить независимость Нацоператора от производителей РАО и гарантировать финансовое обеспечение его деятельности по обращению с радиоактивными отходами.
«Практически во всех европейских странах мы видим, что производители радиоактивных отходов отделены от национальных операторов, занимающихся окончательной изоляцией РАО, – отмечает координатор программы РСоЭС «Безопасность РАО» Александр Колотов. – Такая же ситуация должна быть и в России – переход Нацоператора по обращению с РАО в статус правительственной службы или агентства, как минимум, прибавит прозрачности его деятельности и позволит шире использовать действующие российское законодательство, регламентирующее взаимодействие граждан РФ с федеральными органами исполнительной власти».
РСоЭС считает, что предлагаемые нововведения могут быть реализованы в разумный срок (например, в течение одного года) и обеспечат благоприятные условия для вовлечения всех заинтересованных сторон в процесс обсуждения и принятия социально и экологически значимых решений, касающихся вопросов и проектов, связанных с обращением и размещением радиоактивных отходов, а также гарантируют более высокий уровень прозрачности деятельности и подотчетности перед обществом Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами.
Тем не менее, обращение РСоЭС не стало предметом рассмотрения по существу и было переадресовано аппаратом правительства РФ в саму госкорпорацию «Росатом». Ответ госкорпорации экологам до сих пор не поступил.
Полный текст обращения РСоЭС в правительство РФ:
Об участии общественности в вопросах обращения с радиоактивными отходами
Председателю Правительства РФ
Копия: ГК «Росатом»
Учитывая сложившуюся в Российской Федерации практику участия общественности в обсуждении вопросов и принятии решений, связанных с обращением с радиоактивными отходами (РАО), а также соответствующий международный опыт, общероссийская общественная организация «Социально-экологический союз» (РСоЭС) предлагает создать более благоприятные условия для вовлечения всех заинтересованных сторон в процесс обсуждения и принятия социально и экологически значимых решений, касающихся вопросов и проектов, связанных с обращением и размещением радиоактивных отходов.
РСоЭС считает, что действующие в настоящее время положения, регламентирующие общественное участие в процессе оценки воздействия на окружающую среду, требуют значительного усовершенствования в целом и особого подхода в отношении вопросов и проектов, связанных с обращением РАО, в силу их специфики (долговременность воздействия на окружающую среду, определение сегодняшним поколением роли будущих поколений в вопросах обращения с РАО) в частности.
Осознавая, что усовершенствование федерального законодательства в части участия общественности в принятии экологически значимых решений в целом является стратегически верным, но многофакторным и долгосрочным процессом, РСоЭС предлагает отдельно регламентировать участие общественности в обсуждении вопросов, связанных с РАО, которые, в силу своей специфики, требуют особого подхода.
В связи с этим РСоЭС предлагает:
- дополнить Федеральный закон «Об обращении с РАО и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 №190-ФЗ специальным разделом, предполагающим более широкое участие общественности в принятии экологически значимых решений, касающихся вопросов обращения и размещения радиоактивных отходов.
Также РСоЭС предлагает повысить статус национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, обеспечить его независимость от государственной корпорации «Росатом», гарантировать финансовое обеспечение деятельности по обращению с РАО, а также шире использовать действующие российское законодательство, регламентирующее взаимодействие граждан РФ с федеральными органами исполнительной власти, для чего:
- преобразовать находящееся в структуре госкорпорации «Росатом» ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» («НО РАО») в федеральный орган исполнительной власти по обращению с радиоактивными отходами, подотчетный непосредственно Правительству РФ, и внести соответствующие изменения в федеральное законодательство;
- преобразовать находящиеся в регионах РФ филиалы ФГУП «НО РАО» в соответствующие территориальные управления федерального органа исполнительной власти по обращению с радиоактивными отходами;
- создать при федеральном органе исполнительной власти по обращению с радиоактивными отходами и каждом из его территориальных управлений постоянно действующие общественные советы, выступающие в качестве инструмента согласования интересов государства, атомной отрасли и заинтересованной общественности, формирующиеся на принципе представительства всех заинтересованных сторон и обеспечивающие учет прав и интересов граждан Российской Федерации и общественных объединений при осуществлении государственной политики в области обращения с радиоактивными отходами, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федерального органа исполнительной власти по обращению с радиоактивными отходами и его территориальных управлений.
РСоЭС считает, что предлагаемые нововведения могут быть реализованы в разумный срок (например, в течение одного года) и обеспечат благоприятные условия для вовлечения всех заинтересованных сторон в процесс обсуждения и принятия социально и экологически значимых решений, касающихся вопросов и проектов, связанных с обращением и размещением радиоактивных отходов, а также гарантируют более высокий уровень прозрачности деятельности и подотчетности перед обществом Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами.
РСоЭС готов оказывать содействие в разработке и реализации предлагаемых инициатив и призывает все заинтересованные общественные организации и инициативные группы присоединиться к настоящему обращению.