Госкорпорация "Росатом" намерена к началу 2030-х годов войти в число трех ведущих технологических корпораций мира, но для этого ей надо полностью мобилизовать свой потенциал и усовершенствовать систему управления в соответствии с новыми вызовами, заявил генеральный директор Росатома Алексей Лихачев.
"В соответствии с нашей стратегией к началу четвертого десятилетия XXI века Росатом должен войти в тройку самых успешных мировых технологических корпораций", — сказал Лихачев в интервью корпоративному изданию "Страна Росатом".
"Знаю, кто-то отнесется к этому скептически, как к фантазии. А я считаю, что это возможно", — добавил глава госкорпорации.
Лихачев отметил, что Росатом 2016 год "завершил хорошо": на 100 % выполнен гособоронзаказ, установлен очередной рекорд по выработке электроэнергии на АЭС в России — 196,4 миллиардов киловатт-часов, сдан в промышленную эксплуатацию четвертый энергоблок Белоярской АЭС с уникальным реактором на быстрых нейтронах БН-800. На Нововоронежской АЭС был пущен энергоблок №6 — первый в мире атомный блок поколения "3+" (27 февраля нынешнего года он был сдан в промышленную эксплуатацию).
Десятилетний портфель зарубежных заказов Росатома вырос до 130 миллиардов долларов, индийскому заказчику сданы два первых блока АЭС "Куданкулам". "На всех площадках сооружения АЭС в России и за рубежом в целом успешно, хотя и не без сложностей, ведутся работы", — отметил Лихачев.
Также в 2016 году впервые был заключен контракт на поставку в Швецию коммерческих партий российского ядерного топлива "ТВС-Квадрат" для реакторов западного дизайна типа PWR. Ведется работа по лицензированию и квалификации "ТВС-Квадрата" в США, с одной из американских компаний — операторов АЭС заключен контракт на опытно-промышленную эксплуатацию российского топлива.
"Все плановые показатели выполнены или перевыполнены, задачи на 2017 год подготовлены и утверждены на наблюдательном совете. Уверен, мы с ними справимся", — отметил Лихачев.
Как сообщалось ранее, портфель зарубежных проектов Росатома по итогам 2016 года составлял 34 атомных энергоблока, организации Росатома вели переговоры и участвовали в тендерах на сооружение порядка 23 энергоблоков за границей. Госкорпорация занимает первое место в мире по числу одновременно строящихся блоков АЭС за рубежом.
Вместе с тем, Лихачев назвал главные вызовы, стоящие перед Росатомом, и отметил, что надо сделать, чтобы госкорпорация оставалась лидером мировой атомной отрасли.
Ужесточение конкуренции
По словам Лихачева, после создания (в 2007 году) госкорпорации "Росатом" за 10 лет пройден путь от консорциума разрозненных предприятий, очень часто неблагополучных, убыточных, теряющих кадры и компетенции, до мощной, вертикально интегрированной корпорации с единой стратегией, общей логикой развития и солидными производственными и финансовыми показателями.
Лихачев отметил ключевую роль в этом президента России Владимира Путина, в свое время поддержавшего план развития атомной отрасли РФ, и Сергея Кириенко, возглавлявшего отрасль в 2005-2016 годах.
"Но, оглядываясь назад и признавая успешность пройденного этапа, надо признать и то, что мы только в самом начале пути. Чтобы сделать успех необратимым и оправдать инвестиции государства в атомную отрасль, придется немало потрудиться", — добавил глава Росатома.
Лихачев предупредил, что конкуренция на ключевом для Росатома рынке сооружения АЭС за рубежом будет ужесточаться. На него выходят новые, потенциально мощные игроки с большими финансовыми ресурсами и значительной поддержкой проектов на межгосударственном уровне, прежде всего Китай и Южная Корея.
"Ужесточение глобальной конкуренции — огромный вызов для Росатома. Чтобы ответить на него, чтобы продолжать получать заказы и трансформировать их в прибыль, нам надо двигаться к достижению второй стратегической цели — увеличению эффективности всех производственных процессов, а следовательно, снижению себестоимости и сокращению сроков производства продукции", — сказал Лихачев.
Научиться зарабатывать самим
При этом возможности государства по поддержке атомной отрасли не безграничны, особенно в текущей экономической ситуации, отметил глава Росатома. К 2020 году завершится господдержка строительства АЭС, государственный оборонный заказ не будет расти прежними темпами.
"В этой ситуации источником (ресурсов) для движения корпорации вперед, источником для исследований, инноваций и технологического обновления должны стать коммерческие проекты. Другими словами, мы должны научиться самостоятельно зарабатывать деньги", — сказал Лихачев.
"Если мы хотим быть по-настоящему глобальной компанией, мы должны научиться зарабатывать деньги на мировом рынке. Тем более что внутреннего рынка нам не хватит не только для обеспечения развития, но и для поддержания текущего масштаба корпорации. А нехватка денег может привести к тому, что и развитие оборонных компетенций, и поддержание должного уровня безопасности — нашего главного приоритета, окажутся в зоне риска", — добавил он.
Лихачев напомнил, что ранее Росатом принял для себя три стратегических ориентира до 2030 года: повысить свою долю на международных рынках, снизить себестоимость продукции и сроки строительства новых объектов, создать новые продукты для российского и международных рынков.
Глава Росатома подчеркнул необходимость для руководства и сотрудников отрасли сознать всю серьезность вызова.
"Либо мы достигнем намеченных в стратегии целей, либо проиграем и вернемся в то неопределенное состояние, в котором российская атомная отрасль находилась еще 15–20 лет назад", — заявил Лихачев.
Что надо улучшать
По словам главы Росатома, отечественная атомная отрасль с первых дней обладала стратегической гибкостью, многократно демонстрировала готовность к изменениям и принятию организационных и технологических нововведений.
Сейчас у Росатома есть все, чтобы ответить на новые вызовы — высочайшая квалификация персонала, производственные мощности, уникальные технологии. "Не хватает только скорости и способности быстро адаптироваться к изменениям", — посетовал Лихачев.
"Десять лет назад организационная структура корпорации и система управления создавались под конкретную задачу — собирание отрасли, преодоление анархии и раздробленности 1990-х годов. Задача была решена, и сегодня мы состоялись как глобальная компания. Но изменился мир, изменились задачи, изменились мы сами. И то, что нам помогало расти вначале, теперь нередко нас начинает сдерживать, мешает развиваться. И значит, нам снова нужно меняться", — сказал Лихачев.
Если говорить о назревших изменениях, то в первую очередь они должны затронуть отраслевую систему управления, отметил глава Росатома.
"Ориентация на рынок требует гибкости, мобильности, повышенной скорости принятия и реализации решений. Мы должны перейти от политики согласования интересов множества игроков к интегрированному управлению основными продуктами", — пояснил Лихачев.
Развитие системы управления в Росатоме потребует полной мобилизации потенциала работников на всех уровнях, добавил он.
Оптимизация системы управления должна стать главной темой для Росатома в 2017 году, отметил Лихачев.
Мотивация работников
Глава Росатома подчеркнул необходимость нацеленности работников отрасли на конкретный результат, и отметил важность достойной оплаты их труда.
"Если мы хотим войти в число глобальных технологических лидеров, то и условия труда, и уровень вознаграждения у нас должны быть не хуже. Но добиться этого мы сможем только тогда, когда производительность труда на наших предприятиях станет такой же, а лучше выше, чем у конкурентов", — сказал Лихачев.
Он высказал убежденность, что в Росатоме большинство сотрудников готовы к реальному, вовлеченному участию в переменах.
"У нас великолепный человеческий капитал. Мы спасли и развиваем продуманно выстроенную систему подготовки кадров. И мы сумели остановить утечку мозгов из нашей отрасли", — добавил Лихачев.
"Но прорывных свершений мы вряд ли достигнем без азарта, без той дерзости и остроты мышления, которые выказывали — совсем в другие времена, замечу — основатели атомной отрасли. Их пример, их заряженность на работу, на результат, на победу нужны нам сегодня как никогда прежде", — сказал гендиректор Росатома.