В университете ежегодно проходит интеллектуальное соревнование Научный турнир МИФИ. Здесь не важны оценки: опыт, неординарное мышление и умение применять свои знания на практике являются ключом к победе.
Участники собираются в команды от 3 до 6 человек. Ребята решают заранее известные задачки, выложенные в сети Интернет. На самом турнире надо представить и защитить решения перед жюри и другими командами. Перед этим команда должна выдвинуть гипотезу, поставить эксперимент и сделать выводы. Представлять решения придётся в формате научного боя. Каждой команде в ходе жеребьёвки назначается одна из трех ролей, в рамках которой происходит обсуждение решения. Докладчик от одной команды представляет решение, оппонент из другой указывает на недочёты и предлагает другие возможные варианты. Рецензент же из третьей команды должен обобщить выводы, дать характеристику решений и докладчика, и оппонента.
Всё чаще ученым приходится решать задачи на стыке наук, поэтому студенты МИФИ должны быть готовы к таким условиям. Для решения задач пригодятся знания из физики, химии и биологии. Конечно же, большую часть информации придется изучить самостоятельно. Вот одна из задач: «Предложите устройство, которое будучи закрепленным на некотором насекомом, было бы способно контролировать его двигательную активность. Устройство должно быть минимально инвазивным и управлять движением насекомого максимально точно». Ребята справляются и с такими задачами.
В этом году участие приняли команды «ГНК» из Обнинска - 4-6 курс, «Марал» – 1-2 курс и «Landay» – 1 курса из МИФИ. Ребятам приходилось общаться со старшими товарищами и преподавателями, штурмовать библиотеки, чтобы разобраться в новых областях. Кроме техники безопасности, жестких рамок в условиях задач нет. Командам нужно было рассмотреть несколько вариантов экспериментов, учесть риски, просчитывать возможные исходы опытов и выбрать лучшее решение.
Но это еще не все. На турнире важно точно донести суть решения, доказать свою точку зрения и правильно подкрепить доводами полученные результаты. Акцент ставится на обосновании своих выводов, так как именно доказательство стоит в основе современной науки.
Например, была представлена задача, вызвавшая оживлённую дискуссию. Ознакомьтесь с условием: «Известно, что под воздействием УФ-излучения различные свойства бактериальных штаммов подвержены изменения, связанными с мутациями. Предложите свою модель этого процесса. Выберите какой-либо параметр системы (например, устойчивость к какому-либо антибиотику или частота мутаций, либо другой на ваш выбор) и сравните прогноз вашей модели с результатами эксперимента».
Азамат Искандеров и Михаил Бегунов представляли решение от команды «Landay». Они описали динамику процессов, происходящих в колонии бактерий при воздействии ультрафиолета, представили графики процессов и несколько фотографий колоний. Ребята ссылались на исследования студентов Гавардского университета, но не провели опыт самостоятельно. Оппонент команды «ГНК» Ольга Митина утверждала, что поставить этот эксперимент реально, и поделилась собственными наблюдениями.
Последняя задача, представленная на турнире, также стала предметом споров. По условию нужно было капнуть зеленку на клей ПВА. По краям зеленки в этом случае образуется темное кольцо, а через некоторое время капля растекается ветвистой структурой. Оппонент команды «Марал» Алла Калдаева указала на неточность формулировок в решении команды «ГНК». Поэтому во время командной полемики участники долго и бурно выясняли, откуда берётся сила натяжения и зачем она нужна, влияет ли она на образование ветвистых структур, что же на самом деле происходит со спиртом и водой в ходе реакций на поверхности клея. Команды «Марал» и «Landay» утверждали, что объяснить химические процессы непросто, выводы команды «ГНК» верны, но ничем не подкреплены.
Результаты прошедшего турнира:
1 место – «Марал» – 41,6 баллов
2 место – «ГНК» – 25,8 баллов
3 место – «Landay» – 19,3 балла
В отдельных номинациях победили:
- лучший докладчик – Николаев Олег, «Марал»
- лучший оппонент – Калдаева Алла, «Марал»
- лучший рецензент – Николаев Олег, «Марал»
Поздравляем победителей и благодарим всех участников!
Что же дальше? Участие в региональном этапе Турнира трёх наук и соревнование с командами всего Центрального федерального округа.