11 апреля 2017 года, накануне заседания Совета Федерации с участием министра энергетики России Александра Новака в рамках «правительственного часа», члены комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в ходе комитетского заседания обсудили с Министром основные вопросы развития ТЭК на современном этапе и особенности региональной энергетической политики.
Открывая заседание, председатель комитета Дмитрий Азаров отметил, что топливно-энергетический комплекс является одной из основ экономики страны: «На него приходится порядка четверти валового внутреннего продукта России, здесь формируется значительная часть бюджетных доходов, валютной выручки. ТЭК тесно связан с деятельностью всех отраслей хозяйства, имеет важное значение в консолидации регионов страны в единое экономическое пространство. На долю ТЭК приходится больше половины оборота российского экспорта».
В то же время, подчеркнул парламентарий, в сфере региональной энергетической политики есть ряд нерешённых вопросов. Среди них – диспропорции в обеспеченности регионов энергоресурсами и в структуре их потребления, не всегда рациональное распределении доходов от добычи и производства топливно-энергетических ресурсов между ресурсодобывающими регионами и федеральным центром. Второй проблемой сенатор обозначил недостаточную согласованность стратегий, программ и планов социально-экономического развития регионов со стратегическими документами федерального значения в сфере развития энергетики и инвестиционными программами топливно-энергетических компаний. Третья проблема – наличие «узких мест» в системах энергоснабжения на меж- и внутрирегиональном уровнях. Четвёртая проблема – недостаточное развитие малой энергетики и низкая вовлечённость в энергобалансы местных источников энергии регионального и локального значения. Наконец, пятая проблема, требующая решения, это отсутствие во многих субъектах Российской Федерации региональных энергетических программ, программ энергосбережения, программ развития теплоснабжения городов региона.
Перечислив основные проблемы региональной энергетической политики, глава Комитета обозначил и ряд вопросов развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, которые требуют решения. Это дефицит отечественных современных технологий в нефтяной, газовой и угольной отраслях, обуславливающей зависимость нашего ТЭКа от иностранных технологий и оборудования, высокий износ производственных фондов вкупе с низкими темпами модернизации основного энергетического и энергопотребляющего оборудования, быстрое исчерпание нефтегазовых месторождений с относительно благоприятными условиями добычи. «Сегодня крайне необходимо на законодательном уровне ввести новую систему налогообложения недропользователей в зависимости от экономической эффективности разработки месторождений», – подчеркнул Дмитрий Азаров, комментируя пути решения проблемы нефтегазового комплекса.
Наконец, ещё одна проблема, которую обозначил сенатор в своём выступлении, это сложная ситуация с задолженностью на оптовом и розничных рынках электроэнергии. «На сегодня задолженность за покупку электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии составляет порядка 60 миллиарда рублей, а на розничном рынке – около 280 миллиардов рублей», – уточнил законодатель.
Парламентарий отметил важные шаги, проделанные по совершенствованию базового и отраслевого законодательства в сфере энергетики. «Одним из важнейших событий стало принятие Федерального закона, предусматривающего внедрение механизма поэтапного снижения тарифов на электрическую энергию в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Правда, изначально предполагалось, что механизм снижения тарифов начнёт действовать с 1 января 2017 года, однако до сих пор не разработаны необходимые подзаконные акты для его реализации», – обозначил проблему сенатор.
В настоящее время, напомнил Дмитрий Азаров, Правительство разрабатывает новую Энергетическую стратегию России на период до 2035 года, которая призвана не только решить текущие проблемы, но и сформировать системные принципы дальнейшего функционирования отрасли, повышения её эффективности, рентабельности и конкурентоспособности. «В этой связи, хотелось бы услышать сегодня, какие меры предусматриваются в новой Энергетической стратегии для решения проблем в сфере региональной энергетической политики», – добавил сенатор, передав слово профильному министру.
Александр Новак сообщил, что в общей сумме доходов федерального бюджета доля нефтегазовых доходов в 2016 году составила порядка 38%, а по итогам первого квартала 2017 года приближается к 50%. Он отметил чёткую взаимную корреляцию между развитием ТЭК и макроэкономики. Жёсткие внешнеполитические условия напрямую влияют на состояние дел в энергетической отрасли, отметил Министр: «Снижаются возможности привлечение инвестиций из зарубежных банков». Однако, подчеркнул глава энергетического ведомства, удалось избежать кризиса, связанного с внешними факторами, сконцентрировав внимание на внутреннем рынке, используя отечественные мощности, реализуя программы импортозамещения, привлекая внутренние инвестиции.
Более того, в России отмечается прирост добычи углеводородов за последний год, проинформировал Александр Новак: «Объём добычи нефти в 2016 году у нас составил 547,5 млн. тонн (по сравнению с 534,2 млн. тонн в 2015 году), угля – 385,7 млн. тонн (по сравнению с 374 млн. тонн в 2015 году)». Соответственно этому увеличился и объём экспорта углеводородов на внешние рынки по конкурентоспособным ценам.
Выросли и объёмы добычи экологически чистого вида энергии – газа: с 635,5 млрд. куб-м в 2015 году до 640,2 млрд. куб-м в прошлом. Это открывает серьёзные перспективы, связанные с широким внедрением газомоторного топлива для автопрома.
В настоящее время, подчеркнул Александр Новак, актуальным является принятие стимулирующих мер по комплексному извлечению ресурсов в уже разработанных месторождениях. Действующие налоговые ставки и система налогообложения, по словам главы Минэнерго, «оставляют много ресурсов в земле». Министр сообщил, то в настоящее время Правительство готовит законопроект, который поставит налогообложение в сфере энергетики в зависимость от финансового результата.
На повестке дня стоит вопрос о газификации российских территорий: пока прирост идёт по 1% в год. Утверждено 83 региональных программы газификации. Вместе с тем проблемой является отсутствие единой системы газоснабжения. Например, Сибирь центральная система не охватывает. В этом вопросе большие надежды Министерство возлагает на строительство газопроводов, которое сейчас активно ведётся.
Министр остановился ещё на некоторых вопросах отрасли, на текущих делах, достижениях и планах. Удалось перейти на топливо 5-го класса, модернизировать 70 установок на нефтеперерабатывающих заводах, за последнее время введено в эксплуатацию 26,5 тысяч мегаватт мощностей. Современное состояние электроэнергетики позволяет гражданам страны успешно проходить осеннее-зимний период.
«Преимущество российской энергетики в том, что она в высокой степени диверсифицирована. У нас лучшая в мире структура энергобаланса. Франция, например, делает упор на атомную энергию. Мы не останавливаемся на развитии одного направления. Развиваем атомную, угольную, нефтегазовую, гидро-, тепло-, электроэнергетику», – сообщил Александр Новак.
Сенаторы – члены нескольких комитетов Совета Федерации – задали министру ряд вопросов. Первый заместитель председателя Комитета по экономической политике Алексей Майоров спросил о том, каким образом Министерство собирается стабилизировать тарифы в сфере электроэнергетики, устойчивость которых напрямую влияет на инвестиционную привлекательность в отрасли. А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук призвал принять меры по сокращению числа неэффективных котельных в регионах, в частности предложил разработать и реализовать соответствующие программы во всех субъектах Российской Федерации.
Подводя итоги подготовки «правительственного часа», Дмитрий Азаров напомнил, что члены комитета подготовили проект Постановления палаты, включающего рекомендации Правительству по совершенствованию топливно-энергетического комплекса. В частности, в документе рекомендовано утвердить Генеральную схему развития газовой отрасли на период до 2035 года, принять участие в разработке Программы формирования общего рынка газа ЕАЭС, актуализировать Программу развития угольной промышленности России до 2030 года, внести изменения в государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики». Кроме того, кабмину рекомендовано продолжить совершенствовать нормативно-правовую базу, необходимую для функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности, для стимулирования модернизации генерирующих мощностей, для внедрения механизма снижения тарифов на электроэнергию в регионах Дальневосточного федерального округа и ряд других.
Комитет планирует рекомендовать Совету Федерации принять данный проект Постановления за основу, а к заседанию 26 апреля представить и вынести для принятия в целом доработанный проект Постановления.