Ежегодно 4 сентября в нашей стране отмечается День специалиста по ядерному обеспечению России. Этот памятный день был установлен на основании президентского указа от 31 мая 2006 года. Дата 4 сентября была выбрана неслучайно. В этот день в 1947 году был создан Специальный отдел при Генштабе ВС СССР, на который было возложено руководство проведением испытаний ядерного оружия. В наши дни главные функции 12-го Главного управления Минобороны РФ – это обеспечение эксплуатации, хранения и защиты ядерного боезапаса страны.
К работам по разработке советской атомной бомбы были привлечены многочисленные военные специалисты, а также специалисты атомной промышленности, ученые-ядерщики во главе с академиком Академии наук СССР Игорем Курчатовым, а также конструкторским бюро КБ-11 (сегодня это Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ, город Саров, Нижегородская область) во главе с его главным конструктором Юлием Харитоном. Специальный отдел Генерального штаба ВС СССР обеспечивал подготовку и проведение испытаний первой атомной бомбы. В результате подготовки к испытаниям в Советском Союзе был создан Семипалатинский ядерный полигон (сегодня находится на территории Казахстана, был закрыт в августе 1991 года). Именно на этом полигоне 29 августа 1949 года были проведены испытания первой советской ядерной бомбы.
20 сентября 1949 года Специальный отдел Генштаба ВС СССР был преобразован в 6-е управление Генерального штаба ВС СССР, на данное управление были возложены задачи координации всех научно-исследовательских работ, разработки специальных требований по боевому использованию вооруженных сил в условиях применения противником ядерного оружия, а также проведения и координации испытаний ядерного оружия, осуществления контроля за деятельностью специальных отделов в видах вооруженных сил. К 1 марта 1951 года в арсенале атомного оружия СССР насчитывалось уже 15 атомных бомб РДС-1. Все эти бомбы хранились на территории ядерного «объекта №550» (КБ №11) в специально подготовленном для этих целей хранилище. При этом бомбы содержались здесь в разобранном состоянии, комплектующие детали и узлы для бомб также находились в железобетонных наземных (засыпанных землей) хранилищах. К 1 января 1952 года здесь хранилось уже 35 советских атомных бомб.
С тех пор ядерный арсенал страны только рос, появлялись новые средства доставки, создавались все более совершенные и смертоносные виды атомного оружия. С 29 августа 1949 года в нашей стране было проведено 715 ядерных испытаний. Последний ядерный взрыв прогремел на Новой Земле лишь 24 октября 1990 года.
В настоящее время 12-е Главное управление Министерства обороны РФ (12 ГУМО) – это Центральный орган военного управления по реализации военной ядерно-технической политики страны и ядерного обеспечения ВС России. Управление было создано 29 апреля 1958 года на базе Главного управления специального вооружения Минобороны СССР. В феврале 1959 года в состав 12 ГУМО было включено 6-е управление Минобороны СССР с сохранением его наименования, данное управление было создано еще в 1949 году. Таким образом, удалось обеспечить более централизованное и целенаправленное проведение технической политики в области ядерного вооружения в рамках политики Минобороны Советского Союза.
На 12-е управление возлагались следующие задачи: обеспечение испытаний различных ядерных боеприпасов (ЯБ); контроль проводимых разработок; организация хранения и эксплуатации ЯБ, а также учет принятых на вооружение боеприпасов; планирование поставок ЯБ как на войсковые, так и на центральные базы хранения ядерного оружия, в том числе и в особый период; планирование поставок составных частей ЯБ по истечении их гарантийного срока. В подчинение 12 ГУМО были переданы органы специального военного представительства, которые контролировали процесс разработки и изготовления ядерного оружия, а также различные специальные воинские части.
Постановлением правительства СССР от 17 декабря 1958 года 12-е Главное управление было включено в состав вновь созданного вида Вооруженных Сил – Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). При этом начальник данного управления вошел в состав Военного совета Ракетных войск. В связи с достижением стратегического паритета между СССР и США, а также существенным расширением задач ядерного обеспечения всех видов Вооруженных Сил Советского Союза еще одним постановлением правительства уже от 28 ноября 1974 года 12-е управление было выведено из подчинения главнокомандующего РВСН и передано в непосредственное подчинение Минобороны страны.
Произошедшая в 1986 году трагедия на Чернобыльской АЭС заставила пересмотреть многие привычные стереотипы, в первую очередь, касающиеся вопросов ядерной безопасности государства. В связи с необходимостью ужесточения контроля соблюдения ее требований в составе Министерства обороны СССР была создана новая оргструктура – Инспекция ядерной безопасности ядерных боеприпасов. В контексте уроков, которые преподал стране Чернобыль, следует рассматривать и создание профессиональной аварийно-спасательной службы в составе 12-го Главного управления Министерства обороны.
Каждый этап существования и развития 12-го Главного управления был по-своему значим в российской истории. При этом специалисты выделяют три судьбоносных этапа в истории управления. Первым из них стал вывод ядерного боезапаса, который хранился на территории бывших социалистических стран Восточной Европы, а также с территории бывших республик СССР. Накануне распада Советского Союза (в 1989-1991 годах) 12-е ГУМО осуществило возврат тактического ядерного оружия, хранившегося на территории стран Варшавского договора, а также союзных республик Центральной Азии и Закавказья на территорию России. А в 1992-1996 годах был осуществлен вывоз ядерного оружия с территории Белоруссии, Украины и Казахстана на объекты, расположенные на российской территории. Эта важная с политической точки зрения и очень сложная государственная задача была выполнена в сжатые сроки и со всей возможной осторожностью и аккуратностью: без аварий, потерь и нарушений требований ядерной безопасности.
Второй, не менее важный для 12-го Главного управления период можно отнести к концу XX началу XXI века. Для этого временного отрезка наиболее характерным стал процесс концентрирования ядерного боезапаса страны в рамках 12-го ГУМО. В структуру главка были включены ядерные части ВМФ, ВВС, Центральный полигон РФ. В настоящее время ядерный главк в его сегодняшнем обновленном состоянии можно назвать хранителем всего российского ядерного боезапаса.
Наконец третий этап – это более чем десятилетний период реформ системы ядерного обеспечения страны. Результатом работ на данном этапе, которые были начаты еще в середине 1990-х годов и закончились только в 2009 году, стало объединение всех воинских частей ядерного обеспечения в единую организационную структуру, находящуюся под единым командованием. Централизация руководства позволила обеспечить рост эффективности работы всех составляющих системы: управления; ядерной безопасности; эксплуатации и технической готовности ядерных боеприпасов; боевой готовности. Принимая во внимание важность решаемых задач по обеспечению родов и видов войск ВС России ядерными боеприпасами, на рубеже XX и XXI веков ядерно-техническое обеспечение было переведено из технического в разряд стратегического вида обеспечения.
На данный момент Россия обладает хорошо развитыми стратегическими ядерными силами, которые состоят из наземных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) как стационарного, так и мобильного базирования, а также морских и авиационных стратегических ядерных вооружений и их носителей. Сегодня основной функцией 12-го Главного управления Минобороны Российской Федерации является обеспечение безопасности хранения и эксплуатации ядерного оружия, а также контроль за соблюдением Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (от 1996 года). В настоящее время развитие ядерного оружейного комплекса страны происходит в рамках Государственной программы Вооружения и федеральных целевых программ (ФЦП). Реализация мероприятий, которые предусмотрены данными документами, призвана обеспечить сохранность ключевых базовых российских ядерных технологий, научно-технического и кадрового потенциала организаций Росатома, а также обеспечить дальнейшее развитие и укрепление ядерного щита нашей страны.