Французская газета Le Figaro опубликовала результаты своего расследования по выбросу рутения-106 в конце сентября 2017 года, зафиксированного по всей Европе. По информации газеты, повышенный фон изотопа может быть связан с контрактом ПО «Маяк» (входит в госкорпорацию «Росатом», расположено в ЗАТО Озерск, Челябинская область) на фундаментальный физический эксперимент. Об этом написала на своей странице в социальной сети правозащитница из Озерска Надежда Кутепова, получившая политическое убежище во Франции.
По информации Le Figaro,
«все элементы сходятся в случае аварии при переработке нескольких тонн высокорадиоактивного ядерного материала на Южном Урале», а ПО «Маяк» «проводило такие операции для фундаментального эксперимента по ядерной физике (Борексино) во главе с Италией и Францией».
Французская газета пишет, что с ПО «Маяк» был заключен контракт на производство источника церия-144, который предназначался для размещения вблизи большого детектора частиц, установленного в Гран-Сассо.
«Радиоактивный источник должен был быть доставлен в Гран-Сассо весной 2018 года, затем использоваться 18 месяцев, а потом вернуться в Россию для окончательного хранения»,- утверждал в комментарии Le Figaro профессор Марко Паллавичини из Итальянского института ядерной физики (INFN). Однако, как пишет Le Figaro, представители «Маяка» предупредили франко-итальянских спонсоров в декабре 2017 года, что не могут обеспечить радиоактивный источник («Официально ''производственный процесс не достиг необходимого уровня активности''»,
- сообщил профессор Паллавичини) и делает вывод о том, что временное совпадение очень тревожное. Французские исследователи полагают, что для производства церия-144 «Маяк» использовал ОЯТ трех-четырехлетней «выдержки», хотя во Франции ядерное топливо используется лишь после более чем пяти лет хранения, когда уменьшается его радиоактивность.
«В связи с выявлением новых обстоятельств, я настаиваю на том, что ''Маяк'' обязан сообщить общественности об этом контракте, объяснить, где именно, при использовании какого оборудования, какой технологии, какого топлива и при каких условиях выделялся церий-144. Куда девали улетучивающийся рутений. Почему он вообще улетучивался бесконтрольно»,- прокомментировала публикацию французской газеты госпожа Кутепова.