В Курчатове на предприятии «Энерготекс» закончено производство так называемой ловушки расплава. Устройство, которое, кроме России, не делает ни одна страна в мире. 720-тонную конструкцию уже скоро перевезут на стройплощадку АЭС-2.
Одна из основных частей будущей ловушки расплава. Сейчас она пустая. В рабочем состоянии будет заполнена специальным жертвенным материалом. Это устройство начнет действовать в случае запроектной аварии. Ей не потребуется ни участие людей, ни электроники. Главная задача — принять в себя ядерное топливо с расплавленной начинкой реактора, если эта смесь прожжет дно, и предотвратить ее неконтролируемое распространение.
Алексей Вольнов, главный инженер Курской АЭС-2:
«Оно в случае расплава будет поступать в плиту нижнюю. Здесь через диафрагму поступит, через ферму-консоль поступит в корпус нижний и там сплавится с жертвенным материалом. За счет охлаждения снаружи корпуса обеспечится его охлаждение и длительное хранение при необходимости».
Уже сделаны ловушки расплава для первого и второго блоков Курской АЭС-2. Производство заняло более 8 месяцев. Вес самой тяжелой части — около 200 тонн. Из 800 человек, работающих на «Энерготексе», в изготовлении было задействовано две трети. Специалисты говорят: это технологичный и наукоемкий процесс.
Алексей Сорокин, директор АО «Энерготекс»:
«Во-первых, это специальные печи, где производится термообработка, снятие напряжений, очень большое количество сварочных работ, механообрабатывающих работ, контрольная сборка. Это довольно-таки уникальное изделие. Проект его родился в России, в Росатоме».
Наличие на АЭС ловушки расплава — обязательное требование к новейшему поколению реакторов «3+». Россия первая в мире начала строить такие объекты.
Вячеслав Федюкин, заместитель генерального директора – директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция»:
«В отличие от многих зарубежных проектов именно российский дизайн показывает, что мы смотрим на безопасность не через призму только денег, а именно через призму безопасности, надежности».
Сейчас идет упаковка огромных частей конструкции. Впереди также непростой процесс перевозки на стройплощадку АЭС-2. Станции, которая станет самой современной в мире. Специалисты рассчитывают, что она сможет проработать до 100 лет.