Росатом предлагает создавать в России сеть водородных автозаправочных станций и ядерно-водородных комплексов для генерации водородного топлива. Ключевыми заказчиками и потребителями новых технологий Росатома могут стать АЭС, складские и логистические комплексы крупных компаний, узнал Информ-Девон из материалов компании (сообщение об этом в «Татнефтехиминвест-холдинге» 22 марта сделал директор производственно-технического департамента ООО «С+» (НИИграфит) Алексей Нагорянский).
Госкорпорация может использовать «окно возможностей»: сейчас идет активное развитие транспортных средств на базе водородных топливных элементов (FCV) и электромобилей. Это, в том числе, обусловлено программой перехода Евросоюза на водородную энергетику к 2050 году. Цель программы - предотвращение повышения глобальной температуры и климатических изменений, связанных с ростом выбросов парниковых газов.
В компании уже имеются наработки смежных проектов. Продвижением проекта займется «АЭС – Центры продвижения безуглеродной энергии».
Производство товарного водорода может быть локализовано на базе существующих и строящихся российских АЭС вблизи западной границы РФ. 16 водородных блоков суммарной мощностью до 130 тыс. тонн в год смогут обеспечить к 2025 году до 4% европейского рынка товарного водорода.
Партнером Росатома может стать Уралкриомех, разработавший криогенные ж/д цистерны для перевозки жидкого водорода. С их помощью водород может поставляться в Европу автомобильным и железнодорожным транспортом.
Отмечается, что в данном направлении продвинулись немецкая Linde, имеющая возможность открывать до 50 водородных заправок в год; французский Air Liquide и американский Air Products, построившие первые подобные заправки в 1993 году. На рынке присутствуют и японский заправочный лидер JX; производитель распределенных систем электролиза Proton и канадский Hydrogenics. Последний предлагает комплексные заправки производительностью от 20 кг до 130 кг водорода в день.
Росатом также может принять участие в проекте РусГидро и Kawasaki Heavy Industries по запуску завода на Колыме. Новое предприятие стоимостью в $2.38 млрд сможет к 2024 г выпускать до 300 тонн водорода в сутки путем электролиза. Товар будет доставляться из Магадана в Японию морским транспортом, но для этого нужно модернизировать порты.
Основные объёмы производимого сегодня водорода получаются методами конверсии углеводородных топлив, что связано с эмиссией СО2 и других парниковых газов. При этом российская компания собирается использовать относительно безвредную технологию электролиза воды с использованием атомной энергии.
Целью проекта «Водород» является выход на европейский рынок товарного водорода и получение на нем доли от 1,5 % в 2020 году до 21 % к 2030 году.
Разрабатываемые водородные топливные элементы Росатома могут быть использованы для генерации электрической энергии непосредственно в местах ее потребления.
Данное направление очень перспективно, считают в Росатоме. Водород может быть использован в транспорте, в т.ч. трубопроводном. Он используется в нефтепереработке, металлургии, химической отрасли (для производства аммиака, метанола, каучука и полимеров).
Соответствующая инфраструктура и рынок в России могут значительно развиться в 2019 – 2030 годах. РФ может уже к 2030 году перейти к водородной экономике. Однако до 2020 года многие проекты будут работать только при поддержке государства. Отсутствие эффективной мотивации регионов и бизнес-структур и программ демонстрационных проектов водородной энергетики может привести к отставанию в темпах перехода к водородной экономике. Так, США может уже к 2022 году начать переход к водородной экономике.
В целом в мире доля товарного водорода увеличится с 7% в 2016 г до 75% в 2050 г. Наиболее развитые страны уже давно двигаются в этом направлении. Так, ЕС совместно с отдельными государствами и компаниями до 2020 года инвестирует 22 млрд евро в программу по развитию топливных элементов и водородных технологий FCH JTI
В 2015 году компании Toyota и Honda начали продавать в Японии автомобили на водородо-воздушных топливных элементах. К Олимпиаде-2020 в Токио будут ездить около 100 автобусов на водороде. А французская Alstom еще в 2015 году презентовала первый в мире пассажирский поезд на водороде. Он будет ездить в Германии.
В России в 2003-2009 годах водородными технологиями и топливными элементами занимались «Норильский Никель» и РАН РФ. Объем инвестиций составил $400 млн., включая 241 млн. на приобретение пакета акций американской Plug Power – мирового лидера в производстве твердополимерных топливных элементов. "РАО Энергетические системы Востока", РусГидро и Kavasaki Heavy Industries планируют начать в 2019 производство криогенного водорода для поставок в Японию и страны юго-восточной Азии (ЮВА). Инвестиции в проект оцениваются в $2.3 млрд. Стороны уже приступают к строительству предприятия.
Росатом предсказывает начало коммерциализации водородной инфраструктуры к 2020 году. К этому времени в мире будет работать около 500 водородных заправок. 30% требуемого водорода будет производиться на локальных станциях путем электролиза.
К 2030 в мире откроется более тысячи таких АЗС, а к 2050 г. - 25% мирового автопарка переведено на водород. Это позволит снизить выбросы парниковых газов на 80%.
Спрос на водород стабильно растет. Наибольший дефицит такого топлива прогнозируется на рынке РФ, западной Европы и США. В Норвегии подсчитали: для того, чтобы к 2020 г. все продаваемые в Европе автомобили могли работать на водороде, требуется установка приблизительно 65 тысяч новых ветряков ежегодно. Альтернативной может стать введение дополнительных солнечных станций мощностью 200 ГВт в год. Это в 2700 раз больше сегодняшних европейских мощностей.