Три десятка студентов-вьетнамцев, получающих высшее «атомное» образование в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, прошли производственную практику в учебно-тренировочном подразделении (УТП) строящейся Ленинградской АЭС. Двухнедельное обучение проводилось в группах по различным направлениям.
Студенты 3 курса политехнического университета, прибывшие на ЛАЭС впервые, изучили за время практики технологические особенности одного из самых современных российских энергоблоков с реактором ВВЭР-1200, познакомились с организационной структурой атомной станции, досконально изучили основное оборудование реакторного, турбинного и химического цехов АЭС, прослушали лекции об организации водно-химического режима первого и второго контуров энергоблоков, а также прошли стажировку на полномасштабном тренажере.
Вторая группа практикантов-четверокурсников получили аналогичные теоретические и практические знания в УТП строящейся ЛАЭС еще в прошлом году. В этот раз они стали слушателями специального курса, связанного с подготовкой и выполнением на АЭС ремонтных работ. Инструкторы УТП разработали для студентов достаточно насыщенный тематический план обучения. Студентам рассказали о структуре и задачах ремонтных цеховых служб АЭС, о методике проведения ремонтов и мониторинге выполнения работ, объяснили технологию ввода ремонтного оборудования в эксплуатацию. Также ребята узнали об использовании неразрушающих методов контроля состояния оборудования и видах ремонтного обслуживания на АЭС, познакомились с инструментальным хозяйством цехов.
Начальник отдела подготовки персонала технологического обслуживания и ремонта УТП строящейся ЛАЭС Антон Матиешин рассказал, что особый акцент при обучении был сделан на прогрессивные методы планирования и проведения ремонта, ведь они позволяют снизить издержки, повысить качество ремонтных работ и зачастую оптимизировать их сроки.
«Из отдельных пазлов мы сложили и представили нашим гостям полную картину того, что связано с ремонтом энергоблока. При этом постарались донести до слушателей, что оборудование на АЭС очень разное, оно не терпит выполнения ремонтных работ «по шаблону». К каждой его единице нужен особый, индивидуальный подход - с учетом особенностей, «характера» и, конечно, с учётом требований заводской и нормативной документации», - добавил он.
После обучения вьетнамские студенты прошли так называемый «выходной контроль» знаний, который подтвердил хороший уровень их теоретической подготовки в УТП. «Мы уверены, что полученный в наших стенах багаж знаний об АЭС пригодится им и в дальнейшей учебе в вузе, и позже в профессиональной деятельности. Нам было интересно и приятно работать с первым поколением вьетнамских атомщиков: ребята зарекомендовали себя как дисциплинированные, прилежные, старающиеся разобраться во всех деталях специалисты, отдача была полной», - рассказал заместитель начальника УТП строящейся Ленинградской АЭС Сергей Речкин.
Он также пояснил, что вьетнамские студенты – не единственные, кто прошел дополнительную подготовку в УТП ЛАЭС-2: в рамках программы международного сотрудничества ГК «Росатом» ленинградские специалисты обучают персонал зарубежных атомных станций, строящихся или планируемых к сооружению по российскому проекту инновационных энергоблоков с реакторной установкой ВВЭР-1200.
Сергей Речкин: «Финляндия, Египет, Турция, Белоруссия, Венгрия, Болгария: для одних стран мы обучим инструкторов, а для других – оперативный персонал, в зависимости от заключенных договоров. Наше подразделение укомплектовано высококвалифицированным персоналом, многие специалисты имеют опыт сооружения и ввода в эксплуатацию АЭС Бушер (Иран), Куданкулам (Индия) и Тяньвань (Китай), а также большой опыт оперативной работы на отечественных атомных станциях с энергоблоками ВВЭР. Нам есть, чем поделиться с нашими зарубежными коллегами».
«Я второй год подряд обучаюсь на ЛАЭС и считаю это очень полезной практикой, ведь я могу «вживую» увидеть, как работает энергоблок, который вот уже несколько лет мы изучаем в вузе. Новые мощности ЛАЭС поражают инновационными проектными решениями. Я мечтаю, что в нашей стране тоже появятся такие блоки. Сегодня я прикладываю все свои усилия, чтобы получить ценные знания, стать хорошим специалистом, чтобы реакторы, которыми мне предстоит управлять, работали надежно и безопасно», - поделился впечатлениями Ле Тхань Чи.
Ле Ван Тхинь: «Мне интересно все новое, поэтому я решил поступить в университет и стать атомщиком, ведь эта профессия уникальна для Вьетнама. Учиться в России мне интересно, здесь дают хорошие знания. Моя цель – работать на атомной станции, возможно – на российской. Я хочу пройти все ступени и дорасти до главного инженера. Вот только русский язык мне надо подтянуть».
Как рассказала Ле Тхи Чам, за время производственной практики город Сосновый Бор стал для вьетнамских студентов любимым и почти родным:
«Сосновоборцы относятся к нам очень гостеприимно, мы даже нашли друзей среди наших российских сверстников. Город поражает уютом и хорошей атмосферой, здесь приятно жить, учиться и работать. Спасибо всем за теплый прием!»