Об этом сообщил заместитель главного инженера по подготовке персонала — начальник учебно-тренировочного центра БелАЭС Владимир Горин, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Он принял участие в круглом столе «Атомная энергетика — драйвер устойчивого развития научного и образовательного кластера страны», которое прошло на базе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.
— По мнению ряда аналитиков, хранилища отходов несут в себе потенциальную опасность, сопоставимую с хранением ядерного оружия. Поэтому кое-кто предлагает рассредоточить места их хранения, чтобы якобы снизить степень риска. Кроме того, такие отходы можно превратить, условно говоря, в домашние атомные реакторы и извлечь некую экономическую выгоду. Насколько целесообразны, безопасны современные хранилища и сколько лет они могут сохранять свою степень эффективности? — поинтересовались участники круглого стола.
— От деятельности любого предприятия образуются отходы, как бытовые, так и хозяйственные. Но есть особенность. На атомной станции часть из них загрязнена радиоактивными веществами, — отметил Владимир Горин. — Поэтому они делятся на очень низкоактивные, низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные. Отходы не подлежат переработке, поскольку из них извлекли все что могли.
По словам эксперта, на БелАЭС имеются проектные схемы и решения для сбора, переработки и упаковывания любых ядерных отходов. Для этого применяются такие технологические процессы, как цементирование, измельчение, прессование. Затем отходы упаковываются в невозвратный защитный контейнер из стали, и они подлежат захоронению.
— В Беларуси разработана Стратегия обращения с ядерными отходами. Однако не только атомная станция является их поставщиком, — обращает внимание Владимир Горин. — Около 2 тысяч объектов контроля в Беларуси, так или иначе, имеют дело с источниками излучения.
Отработавшее ядерное топливо – не является отходом и подлежит переработке. Сегодня в Беларуси разрабатывается Стратегия обращения с отработавшим ядерным топливом, однако предлагается несколько вариантов.
— Работая начальником химического цеха на АЭС, я лет 15 занимался этой проблемой, — отмечает Владимир Горин. – Сбор, переработка, упаковывание и т.д. Эта работа понятная. Она должна быть выполнена аккуратно, и одна из задач, которая стоит перед сотрудниками БелАЭС – минимизация отходов. Она начинается с момента завоза ядерного топлива и позволяет сократить их количество.
Ядерное топливо на БелАЭС планируется загрузить летом 2019 года. В декабре 2019 года планируется ввести первый блок в промышленную эксплуатацию, второй блок – в 2020 году .