С 28 ноября по 7 декабря в Образовательном центре «Сириус» проходила первая международная программа — проектная школа «Большие вызовы в сфере устойчивого развития», в которой приняли участие 50 школьников из Индии и России.
При методическом сопровождении Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и поддержке Госкорпорации «Росатом» был выполнен проект по одному из пяти направлений — «Чистая энергетика и устройства хранения энергии» — под руководством профессора Института ЛаПлаз Владимира Решетова, магистранта Артура Сафагараева и аспиранта Сергея Деревяшкина.
Проект назывался «Создание сбалансированной экосистемы на основе безуглеродных источников». Целью школьников была разработка модели и создание элементов замкнутой технологичной экосистемы с благоприятными условиями для работы, обучения, отдыха и творческого развития личности – «Зелёный Остров».
Обучающимся было предложено решить ряд задач в сфере внедрения безуглеродных источников энергии и создания устройств хранения энергии, а также провести анализ возможности создания благоприятной автономной социокультурной системы. Ребята своими руками изготовили макет плавающего автономного острова для исследований. Они изучили ослабления ионизирующего излучения воздухом, испытали солнечные элементы и создали накопительную энергосистему, питаемую солнечным светом. Также школьники рассчитали атомную батарейку на основе радиоактивного изотопа Плутония-238.
Плутониевая батарейка является уникальным, экологически безопасным ядерным энергоисточником, преимуществами которого являются его автономность, малогабаритность и одновременно достаточно серьёзная мощность (до 10 киловатт). Проект выполнен в логике мирного атома и ядерного разоружения, по аналогии с использованием солнечных элементов и хранением энергии в литиевых батареях. Кроме того, проект интересен с точки зрения будущей утилизации отходов, потому что представляет собой безотходный цикл замкнутого ядерного цикла, реализуемого в реакторах на быстрых нейтронах.
В финальный день программы проект «Зелёный остров» представил участник команды из Индии Бисванат Патса.
Другие участники образовательной программы работали над исследовательскими и инженерно-техническими проектами по направлениям «Дистанционное зондирование Земли», «Биотехнологии и генетические исследования», «Информационные технологии и анализ данных» и «Робототехника». Помимо проектной работы программа включала в себя лекции, семинары, мастер-классы, конференцию и стендовую защиту.
Программа реализована Образовательным Фондом «Талант и успех» в партнёрстве с Atal Tinkering Labs (Atal Innovation Mission, Индия).