Российские промышленники, профильные атомные и морские КБ и НИИ уже несколько лет предметно прорабатывают вопрос технической стороны подъема затонувшей советской АПЛ К-27 проекта 645. В случае успешной операции подъема с помощью российских технических средств планируется начать проработку подъема АПЛ К-278 "Комсомолец" проекта 685, шифр "Плавник". Об этом Mil.Press FLOT сообщили три информированных источника в отрасли. Точные сроки подъема обоих атомоходов пока неизвестны.
По данным одного из собеседников издания, подъем К-27, лежащей на глубине в 75 метров на дне Карского моря, реально осуществить в первой половине 2020-х годов. Ранее подъем планировался на конец 2010-х годов.
Второй источник отметил, что на создание специализированного судна проекта 23570 для подъема ПЛ уже выделена часть средств. Судно показали на выставке "Нева-2019" в ограниченном режиме. Журналисты Mil.Press FlotProm выяснили его будущие характеристики. В описании полезной модели объект обозначается как "несамоходное морское судно для подъема, транспортировки и передачи на утилизации затопленных (затонувших) крупногабаритных и тяжеловесных морских объектов".
Построить судно планируют в Санкт-Петербурге или Северодвинске, добавил третий собеседник издания. Возможна кооперация предприятий. Есть два варианта стоимости работ - более бюджетный (3-4 млрд рублей) и более дорогой (7-8 млрд).
В проекте 23570 реализуется целый ряд новых технических решений в области судоподъема, в этом направлении выполнили несколько опытно-конструкторских работ, в том числе в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы". Одна из них - ОКР "Технология-А(ТП)". Ее задача - "разработка технического проекта комплексной технологии и технических средств для поиска, идентификации, подъема и передачи на утилизацию подводных потенциально опасных объектов".
Как отмечается в одном из документов ОКР, "первоочередной задачей до... детальной разведки... месторождений углеводородов на континентальном шельфе Карского и Баренцева морей, а также прилегающем побережье архипелага Новая Земля, является задача экологической реабилитации лицензионных участков от крупногабаритных и тяжеловесных подводных потенциально опасных объектов, включая обоснование различных вариантов обращения с ними – подъем и утилизация на суше, изоляция на дне или оставление на дне без вмешательства".
В июле 2019 года К-278 обследовали участники российско-норвежской экспедиции, работавшие с исследовательского судна GO Sars. К "Комсомольцу" спускался в том числе телеуправляемый необитаемый подводный аппарат Ægir 6000, который изучил протечки и взял замеры проб воды.
Позднее специалисты из Норвежского института морских исследований сообщили о повышении уровня радиации в районе гибели "Комсомольца", где на глубине более 1,6 км лежит на дне погибший атомоход. Вентиляционное отверстие, из которого взяты пробы внутри подлодки, находится в непосредственном контакте с реактором АПЛ. Уровень радиоактивности оказался выше, чем в пробах, которые в 2007 году брали ученые из РФ. Предыдущие российские исследования показали, что с подлодки произошли радиоактивные выбросы, а сам "Комсомолец" получил серьезные повреждения. В числе причин выброса радиоактивных частиц могут быть океанские течения. Вместе с тем данные назвали предварительными, а утечку – не угрожающей рыболовству или ученым, которые проводят замеры.
К-27 заложили в 1958 году, спустили на воду в 1962-м, ввели в строй в 1963 году. После аварии в мае 1968 года восстановление АПЛ признали нецелесообразным. 13 лет она находилась в резерве, после чего была затоплена в Карском море.
К-278 заложили в 1978 году, спустили на воду в 1983-м, в том же году она вступила в строй. 4 августа 1985 года лодка под командованием капитана I ранга Юрия Зеленского установила мировой рекорд погружения - 1000 метров, - проведя с этой глубины торпедные стрельбы. Погибла при возвращении с боевой службы в Норвежском море 7 апреля 1989 года в результате пожара, который привел к потере плавучести и погружению на дно.