Как выяснил “Ъ”, из-за пандемии «Росатом» может задержать запуск второго энергоблока Ленинградской АЭС-2 на два месяца. Причина — экстренный отъезд из России иностранных специалистов, монтирующих французские дизель-генераторы на станции. «Росатом» считает происшедшее форс-мажором и просит освободить его от штрафа за срыв обязательств по поставке мощности. Против отмены штрафа выступают промышленные потребители электроэнергии, оценивая его объем в 360 млн руб.
Наблюдательный совет «Совета рынка» (регулятор энергорынков) 25 мая рассмотрит вопрос сдвига сроков запуска второго энергоблока Ленинградской АЭС-2 (ЛАЭС-2, мощность 1,2 ГВт) из-за форс-мажора, следует из повестки заседания совета (“Ъ” ознакомился с документом). Начало поставки мощности предлагается перенести на два месяца, новая дата — 1 апреля 2021 года. Как пояснили “Ъ” в «Совете рынка», вопрос заявлен концерном «Росэнергоатом» (РЭА, входит в «Росатом», владеет российскими АЭС), эксперты регулятора изучают представленные документы.
Энергоблок ЛАЭС-2 строится по договору поставки мощности (ДПМ АЭС, гарантирует возврат инвестиций за счет повышенных платежей оптового энергорынка), за срывы сроков предусмотрены штрафные санкции.
Однако из-за форс-мажора РЭА просит освободить компанию от уплаты неустойки за февраль и март 2021 года, следует из документа. Совокупный объем штрафа за два месяца — около 360 млн руб., подсчитали в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленные предприятия).
Обстоятельства непреодолимой силы возникли в период с 15 марта по 30 апреля, отмечается в проекте протокола заседания. Форс-мажор произошел из-за ограничений, связанных с распространением COVID-19, пояснили “Ъ” в РЭА. На стройплощадке ЛАЭС-2 работали специалисты французской фирмы MAN, осуществлявшие шефмонтаж дизель-генераторов. В марте начали массово закрывать границы и отменять международные рейсы, в результате французские специалисты были вынуждены покинуть Россию и экстренно вернуться во Францию, говорят в РЭА.
Работы по монтажу установок были приостановлены, при этом монтаж дизель-генераторов — этап работ, предшествующий пусковым операциям на энергоблоке.
В результате переговоров с французской стороной, а также организации максимально безопасных условий на стройплощадке, сводящих к минимуму возможность инфицирования специалистов, удалось организовать возвращение представителей компании MAN.
«С конца апреля работы по монтажу дизель-генераторов возобновились. Естественно, возникла задержка в реализации проекта около двух месяцев»,— рассказывает представитель РЭА. Ситуация носит независящий от концерна характер форс-мажора, подчеркивают там.
Против освобождения РЭА от штрафов выступает бизнес.
«Остается только сожалеть, что такой мощный технологический гигант, уже имея годовую отсрочку, вместо уплаты вполне посильных штрафов обращается за новой отсрочкой»,— сообщили “Ъ” в «Сообществе потребителей энергии». В Минэнерго не ответили на запрос “Ъ”.
Запуск второго энергоблока ЛАЭС-2 ранее уже был отложен на год (на февраль 2021 года) в рамках предусмотренного контрактом нештрафуемого периода, в результате чего РЭА потеряет один год оплаты по ДПМ. Перенести срок ввода предлагалось в том числе для сдерживания роста цен на электроэнергию выше инфляции (см. “Ъ” от 29 августа 2019 года). Стоимость второго энергоблока ЛАЭС-2, по данным “Ъ”, составляет около 103 млрд руб., и перенос его ввода на год должен был снизить цену на мощность на 2,2% для потребителей европейской части РФ и Урала в 2020 году.