Государственная инспекция по безопасности атомной энергетики Литвы (VATESI) подписала двустороннее межведомственное соглашение с Министерством по чрезвычайным ситуациям Белоруссии о срочном оповещении о ядерных авариях. Об этом сообщила пресс-служба литовского ведомства.
В соответствии с этим соглашением власти обеих стран договорились немедленно обмениваться соответствующими данными в случае ядерной аварии, а также предоставлять друг другу сведения о радиационной безопасности ядерных энергетических установок в Белоруссии и Литве.
Соглашение вступает в силу с момента подписания.
При этом в сообщении VATESI отмечается, что поступление ядерного топлива на площадку строительства БелАЭС и продолжение пусконаладочных работ первого энергетического блока "уже создали потенциальный риск ядерной или радиологической аварии".
"Несмотря на это подписанное соглашение, все вопросы, поднятые Литвой в отношении защиты окружающей среды и ядерной безопасности при разработке проекта Белорусской АЭС на площадке в Островце, остаются. Литва стремится обеспечить, чтобы БелАЭС не была введена в эксплуатацию до тех пор, пока не будут выполнены все международные требования в области охраны окружающей среды и ядерной безопасности", – сообщает литовское ведомство.
Споры вокруг запуска Белорусской АЭС
Белоруссия при участии "Росатома" строит атомную электростанцию в Гродненской области, примерно в 50 километрах от Вильнюса. В начале мая на объект доставили ядерное топливо для первого энергоблока.
Литва с самого начала проекта выступает против строительства. Власти недовольны выбором площадки для станции, утверждая, что БелАЭС несет "угрозу" для балтийской республики. Кроме того, Вильнюс высказывается против экспорта энергии с объекта и повсеместно призывает соседние республики не закупать электричество со станции.
При этом министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас обратился в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) по поводу БелАЭС из-за доставки ядерного топлива. Он заявил, что Минск не подписал двустороннее соглашение о предварительном уведомлении о ядерной аварии, и назвал это неприемлемым.
Многие эксперты отмечали, что резкое сопротивление Вильнюса в вопросе БелАЭС обусловлено вовсе не технической или экологической стороной вопроса или безопасностью, а "обидой" за потерю Игналинской АЭС.